немалые голландцы…

Люблю голландцев за их рисуночки, простые, естественные… Умелые, но не выпячивающие мастерство. Скудная природа. Довольно грязная жизнь, кабачки хлебосольные, питие, расстегнутые штаны…
Люблю старые вещи братской любовью, оживляю, сочувствую, а фрачность парадных обеденных столов не терплю. Обожаю хлам, подтеки, лужи, брошенный столовый инвентарь с засохшими ошметками еды… и чтоб после обеда обязательно оставалось…
Чтобы пришел через окно голодный кот и не спеша вылизал тарелку.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

немалые голландцы…: 1 комментарий

  1. Сатуновский отсюда http://www.vavilon.ru/texts/satunovsky1-1.html

    Интенсивно
    и формулированно
    думаю 1/2 часа в день:
    когда утром бегу на работу.

    Содержание
    может быть бессознательным.
    Сознательной
    должна быть форма.

    Да,
    но как же тогда
    обезьяны (которые малюют)?
    Ответ:
    так же,
    как соловьи (которые поют).

    Поэзия,
    опрозаивайся!
    Проза,
    докажи, что ты не верлибр.

    9 августа 1964

    * * *

    …коричневые губы,
    коричневые веки,
    сквозь кисею блузки
    два мазка сепии,
    из-за куска хлеба,
    три дня не ела,
    жить надоело,
    нет, ничего не было.

    20 октября 1964

    * * *

    Мы были здесь осенью,
    когда все пламенело,
    и все знаменело.
    Но для зимнего леса
    нужны только ватман и тушь,
    только ватман и тушь…

    27 декабря 1965

    * * *

    Верлибр – это рубленая проза.
    Строчка – рубль.
    А нам не платят ни копейки
    ни за прозу,
    ни за верлибр.
    И рифмы здесь не при чем.
    Как слышно?
    Перехожу на прием.

    10 апреля 1968

    и вот, что именно искала:

    * * *

    Один сказал:
    – Не больше и не меньше,
    как начался раздел Польши.
    Второй
    страстно захохотал,
    а третий головою помотал.

    Четвертый,
    за, за, заикаясь, преподнес:
    – Раздел. Красотку. И в постель унес.

    Так мы учились говорить о смерти.

    1940

Обсуждение закрыто.