/////////////////////////////
Умер Михаил Рогинский, замечательный человек и художник, я с ним немного общался в начале своей живописи, где-то в 1977-1978гг, показывал свои работы, и, конечно, смотрел его картины, мне все было в них интересно. В начале, потом я понял, что живопись М.Р. — это не мое. Объясню. В одном из первых писем из Парижа Рогинский писал — » у нас живопись была — «мой мир», а здесь — просто живопись». Разумеется и «мой мир» и «просто живопись» — крайние точки на шкале, скорей абстракции, но все-таки разные художники на этой «шкале» в разных местах. Кандинский — это больше «просто живопись», он интересовался ее элементами. Пикассо — заглядывал сюда, хотя он потеплей. Миша Рогинский с его «Чайником» и «Спичками» — ближе к «моему миру» ЧТО БЫ ОН НИ ДЕКЛАРИРОВАЛ в разные времена. Тут видимо важно, сколько страсти и сердца художник вкладывает даже в простые элементы живописи (Кандинский), в свои почти лабораторные опыты (Сезанн). Если много вложено, «сердце» пробивает любую схему. На другом полюсе — «мой мир»: навскидку… Рембрандт из стариков, и многие наши художники 70-х годов, замечательная московская школа.
«Головой» никто не пишет картины, а если стараются, то… все зависит от того, что вложено: если много таланта, страсти, то происходит не «расширение области ума»(как я недавно прочитал на Палубе ВеГона), а скорей расширение области сердца, чувства на то, что умом понятно до конца быть не может. Чувство позволяет это сделать, хотя странным путем, вокруг да около истин.
Оттого и был сильным художником Михаил Рогинский, что в самые свои «чисто художнические опыты», когда вроде бы только глаз и глаз, и удивление предметом, вложил несметные чувства, и потому в его работах образовался тот фон, тот глубинный слой, который и называется «мой мир». Никуда не денешься, истина в искусстве дается только через «мой мир», вопреки «головным намерениям».
Мне, откровенно говоря, ближе, когда люди не зажимают свое сердце в кулак, а сразу и прямо говорят чувством. Если сразу и прямо, то есть шанс, что не будет банальность. Только шанс, а больше никто не даст. Это риск, да, но кто боится, тот «стёбает». Почти все великое, что сделано в искусстве — просто, идет от искреннего переживания, от непосредственного чувства.
Посмотрел Вашу живопись и фото. Вы молодец, что продолжаете заниматься творчеством, что оно стало Вашей жизнью — «что-то двигается, меняется в работах»…
Желаю Вам здоровья, удачи.
Случайно удалил предыдущий комментарий, ссылку на мой ЖЖ. Вот она:
http://rdnaskel.livejournal.com/11406.html#cutid1
Большое спасибо за ссылки. Начал читать, это очень интересно. Я позно по возрасту увлекся живописью, Миша Рогинский был учителем моей тогдашней жены — Алены Романовой, он смотрел мои первые работы, его мнение было для меня важно. Потом я смотрел его работы в подвале, почти что перед его отъездом из Москвы. Мой постоянный контакт — Женя Измайлов, я с ним общался лет десять, он совершенно другой, куда тоньше и изысканней, но относился ко мне удивительно терпимо, я в сущности начинал как примитивист. Благодаря Жене мои попытки самообразоваться не привели к полному краху, как это часть бывает у примитивистов, но в результате я так и сотался сам по себе, начал писать прозу, сейчас пишу прозу, делаю графику, недавно увлекся фотонатюрмортами, но с сильной обработкой начального фотоизображения. Живу в Пущино под Москвой, уже лет десять не выезжая, пока что жить интересно, что-то двигается, меняется в работах, и ладно.
Я почитаю Ваши воспоминания как следует, для меня Вы интересны даже независимо от отношения к вашим работам ( я их пока что мало видел, буду смотреть) — Вы художник, выросший в той среде, которой я только коснулся, похожий в этом отношении на «сына полка» — почти в 40 лет начал, а потом «мой полк» сам по себе, кто в Париже, кто где, а я остался здесь, и все пытался сделать сам, это уж свойство характера, и только.
Еще раз спасибо Вам, Вы свидетель той стороны Мишиной жизни, о которой я знал только по нескольким письмам, он смотрел мои репродукции и кажется одобрял их, и это всё.
Кое что из сделанного есть например здесь
http://www.photodom.com/artist/dan67
Будьте здоровы, всего доброго Вам. Будет время и желание, пишите, например через ЖЖ или на почту
dan@vega.protres.ru
«Вокруг да около» 🙂
Рогинский мне дорог не убеждениями. Как человек он был мне интересней, чем его живопись.
Горячо, но несколько туманно.
А Рогинский был художник с убеждениями.
И себе на уме: http://memorusse.blogspot.com/2005/10/blog-post_10.html