КАРТИНКУ НЕ ВЫВЕШИВАЮ.

Она не интересна, только иллюстрация подхода.
………………………..
Когда-то у меня были «соображения» по поводу картин, к счастью, задним числом. Думал о «критических расстояниях», на которых предметы помнят, знают друг о друге. В принципе, нет предмета для размышлений, каждое пятно в любом углу, в идеале, должно знать и помнить о каждом из остальных. Но если немного сузить, посмотреть на натюрморт не только как на совокупность пятен, но и вещей… Тогда речь о расстояниях, на которых сохраняется (чувствуется) еще ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ, не исчезла тень их общности. Сезанн посмеялся бы…
Но если натюрморт, сообщество предметов, одушевленных художником — каждый из них имеет свой нрав и отношение к соседу, и совокупности в целом.
Для любых двух вещей, разных, в разном антураже, на разном фоне, существует (ли?) критическое расстояние, на котором они еще «знают» друг о друге. Любят или нанавидят, презирают или обожают. Насколько это зависит от глаза художника, от глаза зрителя? Сильно. Но не только. Не совсем.
Идейка лопнула, остались упражненьица на чувствительность. Наталкивает на размышления.
В самом общем плане — хорошо бы, на мой взгляд, учить детей не живописи, а обострять их чувствительность — к цвету, к свету. А значит, исподволь, и ко всему живому миру. Понимаю, что занятие было бы крамольным, антигосударственным — в наше время, которое призывает к жесткости и бесчувствию.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.