2004 г

Галопом по европам…
………………………….
Про воспитание мало что знаю, я про рисование детей. Много видел КАК и ЧТО рисуют дети.
Детское рисование, да и вообще детское творчество не стоит рассматривать как начало, прелюдию, трамплин для последующего восхождения на «вершины искусства» — ничего общего. Никакого умиления перед «гениальной наивностью» детей у меня нет. Большинство детей рисует плохо. Не сравнивая со взрослыми, а между собой. Очень немногие рисуют с природным пониманием цвета. В некоторых детях видно то, что я называю далее — «три пунктика». И есть единицы среди миллионов, которые с самого начала рисуют не как дети, а как взрослые виртуозы. Вот эти действительно начинают восхождение, примеры: Пикассо. Обычно же детские способности затухают, и нужно все начинать с начала, это как детский голос Р. Лоретти.
Поэтому рисование и творчество детей важны совсем не для рисования и прочего спецтворчества в дальнейшем. Так что же стоит воспитывать?

ТРИАДУ: ВОЛЮ, ИНТЕРЕС И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

ВОЛЯ. Умение преодолевать трудности, решать задачи и получать от своего успеха удовольствие. Если лет до пяти это не начато, то все остальное просто развалится по ходу жизни. Это воспитание можно вести И через рисование, пение, танцы-пляски и прочее.
ИНТЕРЕС. При всем якобы любопытстве детей, оно слабое и ограниченное, у интравертов заперто в себе, у экстравертов наоборот, гуляет там где сопротивления поменьше, глазеет по сторонам. Попытаться развить и направить внимание — у одних на окружающий мир, у других — на себя, чтобы хотя бы частично компенсировать природный «перекос». Творческий глубокий интерес и внимание к себе и миру нужно Воспитывать и Культивировать, иначе останется такой вот «гуляющий интерес», за ним ничего кроме пустоты и лени не будет.

Третье — это ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Занятия искусствами способны несколько усилить чувствительность ребенка — к цвету, свету, в формам, обратить его внимание и раскрыть глаза. Есть дети чувствительные от рождения, в других можно это качество слегка подразвить, побороться с «толстокожестью», которая в современном мире культивируется, но с ней о культуре и тонкости чувств говорить не приходится. Если родители ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотят развить в ребенке глубокое, деятельное творческое отношение к Себе и Жизни, (к худ. Творчеству В ЧАСТНОСТИ) , то эти ТРИ ПУНКТИКА важны.
И совершенно неважно, как там рука «поставлена», как карандаш, и похоже ли рисует. Неважно. Это всего лишь один из способов воспитания ТРЕХ ПУНКТИКОВ, о которых выше.
То есть, детское творчество, это не путь в творчество вообще, это один из способов воспитать человека с творческими интересами, тонкого и чувствительного к себе и окружающему миру.
И родителям стоит серьезно подумать, стоит ли ЭТО ДЕЛАТЬ — раздражать, раскачивать и обострять, потому что гораздо спокойней и успешней идет воспитание человека «левополушарного» — компьютерного, тестового, логически точно мыслящего, умеющего хорошо считать и точно представлять свои возможности. Более успешного в нашем мире. Но куда менее интересного, если честно.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

2004 г: 8 комментариев

  1. Я говорю про детей до 5-6 лет, когда главное закладывается. Я не про фальшь, а про сложность. Про подражание родителям, про любовь и рабство. Ребенок не только продолжение родителей, но это и бунт и освобождение. Тема слишком велика для ЖЖ.

  2. Вот уж не думаю я, что дети копируют внешнюю сторону родительского поведения. Насколько я себя помню, то как раз некие внутренние родительские качества и свойства улавливаются, особенно если есть несоответствие в поведение родителей, фальш какая, то она замечается обязательно. А внешнее важно, но оно особенно важно, когда совпадает с внутренним, когда верно его выражает.
    И воспитывать ребёнка — это загадка такая: что получится? Что окажет сильное воздействие? А что наоборот вызовет протест? Потому что ребёнок — не «чистый лист», а сам по себе удивительное существо. Так что родительский пример — первое дело. И воспитание — действительно — обоюдный процесс. Чтобы развивать что угодно, желаемое какое-нибудь свойство, — надо, мне кажется, самому в первую очередь именно этим свойством обладать и заботиться об его развитии. Можно и говорить, а уж ребёнок сам его либо воспримет, либо отвергнет. Тут — свобода.

  3. да вот и я про то же- будет так будет- кто я такая чтобы препятствовать хорошим вещам. Хочет рисовать- пусть себе рисует, если и дальше захочет — отправлю в какой нибудь кружок или студию. Хотя сдаётся мне что для того чтобы быть художником нужен осбый характер, та же интровертность, усидчивость, не могу себе представить художника фонтанирующего энергией, суперобщительного и постоянного в движении как ртуть. Скорее его можно вполне представить хоккеистом, футболистом или начальником автопарка))). Характер он проявил ещё даже не родившись- первый раз ощутимо пошевелился чтобы как следует пнуть руку врачихи ощупывающую мне живот, она тогда аж подпрыгнула от неожиданности))). Так что я уже смирилась и решила что максимум что я могу дать- это ощущение своей любви и постараться этот вулкан направлять в более менее мирное русло.

  4. Конечно, пример жизни родителей — наиболее сильное воспитание. Но, как правило, дети копируют внешнюю сторону, привычки и замашки родителей, а начинают понимать их достоинства (и недостатки), когда уже воспитывать их поздновато. Мне, например, нравилось смотреть, как мой отец, главврач, ходит по больнице, как разговаривает с больными, и все такое. Вникнуть в суть профессии я не мог. И я тоже решил быть врачом. Это была ошибка. Значительно поздней я понял, что мой отец — другой человек, и я только в немногом похож на него, а больше на мать. И т.д.
    А вот то, что чужие люди могут лучше воспитывать и обучать — это так. Кроме одного: ребенок должен знать, что его любят безусловно, хотя могут какие-то поступки и не одобрять.
    Каким художником станет Ваш ребенок — никто не знает. Но если уж он решит стать художником, то большим или малым — от Вас не зависит.

  5. наверное скажу ужасную банальность, но зато скажу то что есть, пока не было своего сопливого чумазого, я строила различные планы и прожекты на его воспитание, как никак педагогическое образование и огромная куча соответствующей прочитанной литературы. Но всё оказалось совсем- сосем не так просто как мне думалось, сейчас со стыдом вспоминаю что я тогда советовала своим детным подругам по поводу воспитания, закаливания и прочих детских вопросов.
    Сейчас же я просто на всё это практически плюнула, забила, у меня просто нет на это всё ни сил ни времени, и пришла к собственному выводу, что это не мы учим детей а они нас, и что в первую очередь нужно воспитывать себя а дитё потом уж само тебя же и скопирует.
    А ещё, как оказалось, некоторые вещи воспитывать в ребёнке получается намного лучше у абсолютно чужих людей.
    Ни в коем случае не хочу чтобы моё дитё стало большим художником, но пусть рисует для себя как ему нравится. Хотя Вам бы я своего киндера наверное спокойно бы доверила на пару уроков рисования или ещё чего нибудь, хотя такого чертёнка чему-нить обучить-то ещё удовольствие. На самом деле бывает так что пара уроков у мудрого человека в детстве может круто изменить дальнейшую судьбу.

  6. Архиверное замечание. «Устремив свои мысли на высшее Я, свободный от вожделения и себялюбия, исцелившись от духовной горячки, Сражайся, Арджуна!»

Обсуждение закрыто.