МАНОН ЛЕСКО
Несколько слов еще об одной книге, которую я прочитал уже взрослым человеком. Я говорил, у меня был большой провал, много лет не читал художественной литературы. Не было желания. А потом от безделия и тоски взялся перелистывать страницы. Начал с детективов, фантастики… И почти случайно набрел на несколько важных для меня книг.
Сейчас «Манон» вызывает у меня досаду своим построением, я бы этого аббата выбросил ко всем чертям, пусть Кавалер говорит сам за себя, без рамок, внешнего взгляда и всяких оценок. Но это в сущности ерунда, главное в другом! Читая книгу, я обнаружил, что этот де Грие рассказывает про меня. Дважды в жизни я также «попадался». Потом как-то выпутывался, но думаю, никаких уроков не извлек, просто устал от приключенческих сюжетов, ведь много других интересных дел на земле.
Книга в зрелом возрасте бьет точно в цель, если она про читателя, а не про писателя. Если про читателя, то ему наплевать, КАК написана, и что потом с писателем сделалось, спился, умер или заново женился, завел собаку или эмигрировал… Никакого дела до писателя, и это правильно, значит книга нужная, а если она кому-то нужна, то хорошая. Но не все так просто, в сущности писатель пишет только о себе, только о себе, пусть даже о мадам Бовари… но он это так делает, что обязательно кого-нибудь заденет на свете… Если он, конечно, взял глубоко.
Теперь часто говорят — «ах, как написано…» Ну, и что запомнилось, а главное — что в собственную жизнь встроилось? Чаще красивая игра, и только. По мне лучше съесть что-то вкусное, чем читать бездушные «хорошо написанные» книги. По крайней мере, про вкусную еду не забываешь. Хорошо бы написать книгу «Что я ел», уверяю, будет настольной книгой времен и народов. Эх, писали уже об этом, и еще как писали!
Но вернемся… Никаких выводов я из «Манон» не сделал, из хорошей книги мало что разумом выводится, это опыт переживания. Но мне стало легче жить. Я понял, что и другие люди бывают подвержены необузданным, не поддающимся разуму страстям. Некоторые говорили мне об этом и раньше, но я не верил — врут, или утешают меня, или, умники, притворяются… А книжке поверил. Значит, хорошая вещь «Манон», если верю ей больше, чем людям. Как печально, что люди такими дураками могут быть! И как приятно в этом убедиться…
В музыке — (мне жена говорит), на узнаваемости пристрастия стоят.
В общем — в сущности это не «узнаваемость» в точном смысле, а именно «вокруг да около» — это резонанс родственных структур. Искусство генератор, распространяющий колебания=возмущения в окружающей среде, но если Вы не в резонансе, то просто ничего не замечаете, как мы не чувствуем радиоволны, если нет приемника, настроенного на ТУ волну.
Так что, конечно, главное узнавание в смысле резонанса родственных структур.
Там есть детали, аналогичные «обертонам», но развивать сейчас нет времени.
А знаете, я училась в школе, в такой хорошей по совковым временам школе, (т.н. вторая шк.), там все такие умные преумные были, ну кроме меня, и учителя тоже — не простые. И вот когда буквально одно из первых сочинений нам задали, я до сих пор помню тему: «Каким должен быть фильм, чтобы он мне понравился», так вот я с воодушевлением писала, и мысль свою помню до сих пор. Мысль одна у меня была, что нравится то, что узаваемо. Мне тогда учитель наш (литературовед более не менее известный) написал, что-то типа » мелко, тема не раскрыта..», а я и до сих пор уверена, что именно ЭТО важно. И вот даже и не во взрослом состоянии, а вполне даже с раннего возраста.