Есть вера, есть честность, есть ложь, есть самообман, жизнь вовсе не куца и не коротка, она в размер каждому. Если жил искренно и честно, сил не хватит ни на какую другую жизнь. А если увидишь в эмпиреях сияющих, вроде самого себя, в блаженной невесомости… себя не узнаешь…. Не во внешности дело, хотя, конечно, удивишься… а в свойствах таинственной душонки, которая вроде жила-была с нами, да что-то все время на будущее собирала, вознаграждения ожидала…
…………
Но я о немного о другом.
Был у меня друг Василий Александрович Крылов, физик, который у Вавилова-физика еще до войны собрал первый в России небольшой ускоритель. Потом усилиями своих же друзей-физиков был отправлен далеко на север. Вышел еще не старым человеком, но стоявшие тогда высоко академики-предатели не пустили Васю в большую науку, почти до пенсионного возраста держали подальше от столиц, чтобы их некрасивые поступки не стали достоянием общественности. Было. Были и такие, кто хотел помочь, но эти-то всегда слабей и робче, почти всегда.
Добравшись-таки до хорошего Института Вас. Ал. решил доказать свою веру, в которой укрепился на Колыме, спасаясь жеванием еловых иголок. Он верил, что слабые дозы ультрафиолетовых лучей, не вызывают рак (как большие), а наоборот — способствуют жизни, и его собственная, Васи, крепость объясняется именно иголками и малыми дозами облучения. Вернувшись он начал исследовать эти вещи на себе, раздобыв небольшой домашний уф-источник, разработав тщательно контроль и измерения доз. И то же самое делал в Институте на водорослях. Водоросли не хотели признавать супермалых доз, а Вася честно вел статистику, и ему всегда не хватало какой-нибудь единички для доказательства. Зато на себе он вроде бы преуспел — прожил, несмотря на подорванные почки, до 91 года! Но сам понимал — не доказательство: его сестра родная пережила три страшных голода — российский, колхозный и послевоенный, и жила 95 лет, причем не при супермалых, а при самых ракостимулирующих дозах УФ на колхозной работе.
Вас Ал был честен, он хотел доказательств. Не доказал, и вера его подточилась. Хотя в общем плане, она осталась, но, видимо, он говорил, нужно ставить шире эксперимент, изменить условия… И все равно печалился. Но цифирки ставил честно.
Другой человек, не друг мне, его звали ТРИНЧЕР, он тоже долго сидел как немецкий коммунист, еще в лагере решил, что законы физики — одно, а у биологии иные законы, и только им подчиняется все живое. Пригожин, открытые системы, достижения генетики и биохимии прошли мимо него — он жаждал ЖИВОЙ СИЛЫ, он был виталистом 20-го века. Но он не был честным человеком — он брал формулку какого-нибудь Шредингера… и путем путаных рассуждений и кривых умозаключений вводил в нее некий коэффициентик. И физика играла новыми красками, специально для жизни.
Долго и нудно его разоблачали… А он, отступая, втыкал коэффициентик в другое место физики… Наконец, он всем надоел, благополучно умер… и был забыт со всеми своими придуманными коэффициентами. Лженаука умирает только со смертью своего создателя, потому что ни один серьезный ученый не положит свою жизнь, чтобы побороть этого летучего голландца, свои дела дороги.
Вот, собственно и все.
Еше несколько слов о тех, кто считает земную жизнь корявым коротким отростком некоего сияющего пути. А живут они — здесь, неплохо живут, истово живут, и часто столько сил кладут на жизненное устройство, что разговоры о вечной жизни остаются в разговорах. И часто пахнут фальшью.
Но это уже так, замечание вскользь, вне всякой связи с вышеприведенными рассуждениями.
КЛ-2005: 1 комментарий
Обсуждение закрыто.
не могу оторваться от чтения, хотя давно пора
ехать по делам…
Нужно ещё (обещал другу) съездить в книжный на Перовском шоссе за «Теорией физических структур» Юрия Кулакова, сибирского физика, ученика Тамма. Знающий народ говорит, что дядька не маньяк и для своей теории не делал «кривых умозаключений, вводя в нее некий коэффициентик». Мой научный период остался в прошлом веке (физтех окончил в 1977, до 1988 был завлабом в академическом ин-те), однако труд фундаментальный — вплоть до основ, новая геометрия. Чудесато, хочу попробовать вникнуть. Неужели очередной Тринчер? Ничего не слышали?