НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ (калейдоскоп-2004)

У нас была великая эпоха… (Э.Лимонов)
(навеяно вчерашним диспутом Жириновский-Рыжков, судьями, которые лягут под диктатора, и интеллигентно объяснят, что так надо)
……………………………………….
При всей неприязни к автору слов, с этими не могу не согласиться. Только не дай бог такую великую ЭПОХУ людям. Время великих войн, великих тиранов, великих праведников. Сегодня подумал — вовсе не А.Д.Сахарова вспоминаю, при всем уважении к заслугам, — нет, другого. Анатолия Марченко.
http://www.memo.ru/history/diss/books/map4ehko/
Все-таки легче стоять, когда за спиной великие заслуги, все-таки с тобой несколько церемонятся. А Марченко, «рабочий с 8-классным образованием», просто стоял и стоял, пока не убили.
………………….
Анатолий Тихонович Марченко погиб сорока восьми лет в Чистопольской тюрьме 8 декабря 1986 года. С августа он держал отчаянную, смертную голодовку, требуя освобождения всех политических заключенных. Такое освобождение уже приблизилось и вскоре началось: в ноябре были освобождены политзаключенные-женщины, отправлен из ссылки за границу известный правозащитник Ю. Орлов. Видимо, в конце ноября Марченко прекратил голодовку: от него пришло внеочередное письмо с просьбой о продуктовой посылке, не предусмотренной тюремными правилами. Может быть, он узнал о первых освобождениях. В ноябре же Ларисе Богораз, жене Марченко, был предложен выезд вместе с мужем в Израиль. Не решая за него, она настаивала на свидании.
А 9 декабря пришла телеграмма о его смерти.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ (калейдоскоп-2004): 3 комментария

  1. Re: я сидел ночами и слушал заседания съездов…

    Да-да, было дело сидели, прислушивались в отзвуки… Потом у нас настала «поющая революция» — казалось вот оно и настало, чего ждали. Платой за этот идеализм кривая ухмылка: желали перемен — получите заказ и распишитесь…

    Мой оппонент сказал: сейчас за Слово тоже убивают — граждански убивают, лишают слова — ори на площади, весели клоуном обывателей.
    Да, а во времена съездов казалось, что достаточно только прокричать на площади. Нет, увы — много, много слов разных слышали и что ?

  2. Re: стоял, пока не убили

    Сложный спор. Благо, что все-таки спорите. У нас, я вижу, спорить почти перестали, или по мелочам, где что и почём…
    Ну, только несколько кратких соображений, всегда уязвимых для критики.
    Эпоху все-таки делают люди, в том числе и словами. Конечно, важно, чтобы слово попало в нужное время в нужное место. Таким словом для меня был вовсе не Сахаров, а гораздо раньше написанная книга Авторханова.
    Бывают, да мелководья, когда хоть кричи — не докричишься, а в другое время слово, сказанное шопотом, звучит как гром.
    Но так бывает в самые жестокие времена, когда вроде все задавлено. Подумаешь, ккой-то поэт сказал — «мы живем, под собою не чуя страны…» Было услышано. Сейчас другое время — говорят страшные вещи на всю страну — и в лицо, и ничего! Утерлись, перестреляли кого надо… и снова тишина.
    Еще момент — слово обладает взрывчатой силой замедленного действия, учите. И никогда не знаешь, где и как отзовется.
    Сложная картина, поэтому я бы так не стал делить эпохи, не отойдя от них на значительное расстояние.
    90-ые годы в России по значению и по силе действия еще не могут быть оценены должным образом. С чего бы это я сидел ночами и слушал заседания съездов? Сейчас представить не могу. Но время летит быстро, думаю, проживи мы еще пять-десять лет, увидим не одну черту великой эпохи. Тогда уж дай Бог пережить…

  3. Re: стоял, пока не убили

    Сегодня возник спор: Слово есть Дело ?
    Я сказал, что сейчас уже нет. В «великую эпоху» да, слово, за которое платили жизнью, равнялось делу.

Обсуждение закрыто.