……………………………………
Порой то, что всю жизнь кажется важным, оказывается — бред и полная чепуха. Являются ли эти внезапно открывшиеся вещи истиной? — не думаю, что так бывает часто, но они во всяком случае не менее интересны, чем то, в чем были уверены годами. И в науке бывает, знаю, например, в двух случаях из четырех, которые приходят на ум сейчас… — полный поворот. А в двух других — бред и мелкие цели хитрого человечка… Так что счет недоказательный. Но имеет смысл рассказать. Это в науке, но и в обычной жизни каждого есть случаи, в которых что-то важное было, но пропущено, а потом… кажется, что пропущенное важно, а тоже, может быть, чепуха…
Человек порой теряет интерес к каким-то вещам, и это считает своей ошибкой, а на самом деле вдруг проявилась более глубокая логика событий. А иногда живет по плану, слушает толпу людей, говорит много об истории… а это — каша случайностей.
Со временем мне все больше кажется, что история вовсе не судьба конгломератов, которые называют странами, государствами, нациями… дальше скучно… А есть простые генетические «линии», вот был человек, его потомство выжило, прошли сотни лет — и в таких линиях прячется истинная история, там больше правды, чем во всей этой каше, которую мы называем по-разному, не важно. И линий таких, из того, что я лично знаю, было не больше тридцати, и личные качества и решения этих личностей сделали почти всё, а остальное вокруг — вариации, «оркестровка»…
В жизни каждого есть несколько десятков случаев, которые он объяснить не может, но часто пытается, и напрасно, потому что только затуманивает простое, но важное. Есть минимум, который, если не выполняется, то говорить не о чем. Я долго смотрел на зверей, и понял одну-две вещи, смотрел на траву, и понял, чего не хватает людям… Возможно, полный вздор, но мне ИНТЕРЕСНО, а другого критерия, кроме поглощающего интереса, я не нашел, и уже не думаю, что найду. Всё, что делается с оглядкой — на страну, историю, толпу людей, чего-то от тебя ждущих… всё это кажется сплошным бредом…
Опыт многих лет доказывает, что спонтанность внутри нас содержит нечто неуловимое ни точными методами, ни усреднением по толпе людей…
Поэтому в человеке, который когда-то в пещере взял — и нарисовал что-то на стене — вижу больше смысла, чем в миллионе словесных обобщений.