…………………….
Когда мне было семнадцать, я хотел стать писателем. Но я не знал, о чем писать. Все, что я знал, казалось неинтересным для рассказа. Я выдумал несколько историй, в духе Эдгара По, которого недавно прочитал. Больше всего меня волновал вопрос — есть ли у меня способности. Но я никому не показывал свои рассказы. Не поймут — обидно, а поймут — страшно, вдруг скажут: способностей-то нет, и тогда ничего не поделаешь…
А писать мне хотелось.
Тем временем школа кончилась, я поступил в университет. Буду врачом, я решил — врачу открываются людские тайны, тогда, может быть, мне будет о чем писать.
Теперь мне писать стало некогда.
В общежитии, где я жил, дежурил старик со спокойным добрым лицом. Он курил трубку. Как-то я услышал, что он свободно говорит по-английски с нашими филологами. Он меня заинтересовал, я решил познакомиться с ним.
Однажды вечером, когда он дежурил, я подошел к нему. Он оказался добрым человеком, и очень образованным. До войны он был журналистом, много писал. Теперь он получал пенсию, жил один.
Я решил показать ему свои рассказы.
Нет, эта мысль пришла ко мне не сразу, я долго говорил с ним и все больше убеждался, что такого умного человека мне видеть еще не приходилось. И я, наконец, сказал ему, что хотел бы стать писателем, но вот не знаю, способен к этому или нет.
Он не удивился, спокойно сказал: «Покажите мне, что вы пишете».
Я тут же принес, он стал читать.
Я смотрел на его спокойное лицо… Сначала у меня сердце сильно билось, а потом я успокоился — я доверял ему, как когда-то в детстве доверял старому врачу, который прикладывал ухо к моей тощей груди, и вокруг становилось так тихо, что слышно было звякание ложечки на кухне, отдаленные голоса… было спокойно…
Вот так я смотрел на него, а он читал.
Потом он отложил листочки и улыбнулся мне. «Пишите, пишите» — он сказал.
— Это плохо?..
— Это честно. Вы не понимаете, как это важно. Давать советы не берусь, только… не выдумывайте особенные слова, пусть все будет просто, но точно. И не так важно, что ЗА словами, важней то, что НАД ними.
Я не понял.
— Что у вас над этой строчкой — всего лишь другая, а должен быть воздух, понимаете,— простор, много места, чтобы свободно дышать, петь, не спотыкаться о слова… Тогда вы приведете читателя к смыслу, не измотаете его, ясно?.. К высшему смыслу…
Нет, я не понимал.
— Все ваши ощущения, страсть вложите не в отдельные слова, а в дыхание фразы, в интонацию, подъемы и спады… Трудно объяснить, может и не нужно всё это… — Он виновато смотрел на меня — морочит голову… — Напечатайте пореже… Читайте вслух, помогает… А главное — слушайте себя, слушайте…
Он улыбнулся — «больше ничего не знаю… старайтесь, обязательно старайтесь, пишите…
Вот и все. Он ничего не сказал мне про способности, пишите да пишите…
Больше мы с ним об этом не говорили, а потом меня перевели в другое общежитие, и я потерял старика из виду.
После этого разговора я долго не писал. Потом снова попробовал, втянулся, писал для себя… И постепенно стал догадываться, что он хотел мне объяснить.
Я понял, старик был молодец. Он мог бы разобрать мою рукопись по косточкам, но зачем это было делать?.. Он ведь сказал мне – пишите, а мог ничего не говорить! Я ждал похвалы, а напутствие мимо ушей пропустил.
И он поделился тем, что мучило самого, не иначе!.. И, может, потому он не писал, что о высокой цели думал? Ведь признался, что перестал писать…
А может все-таки писал?..
Кто теперь знает…
🙂
Просто спасибо.
Спасибо. Я совсем не против дзен-буддизма, когда-то увлекался, вопрос спонтанности кого не интересует…
«Забытый старик» — это прекрасный рассказ получился
Re: Спасибо..Да так оно и есть
Обязательно почитаю повесть..
Спасибо,что ответили
Для меня это серьезные вопросы..
Тут,я понимаю,ответов-то нет
Но вот что кто-то думал об этом..
Прожил..это большая помощь,вернее поддержка
Спасибо
Такса Лю
Re: Спасибо..Да так оно и есть
Да. Я думал об этом, и даже повестушку написал «Предчувствие беды».
http://www.periscope.ru/pb000.htm
Там герой знаток живописи и коллекционер. Он сталкивается с гением, который оказывается человеком «так себе», в конце сбивается со своего пути и пропадает. А коллекционер преодолевает свою робость (начинал художником, но критика сильней его оказалась, собственная критика) и начинает рисовать. Импульс, толчок получил.
Льстить, конечно, не надо.
Жизни, к сожалению, научиться невозможно, пока научишься, она проходит. А вторую… тяжело, и одна-то все силы истощает…
Re: Спасибо..Да так оно и есть
Правда-это…
Верно…Обсуждению не подлежит
Я ведь про маленькую правду здесь говорю..
Не льстить..Не говорить:Ах!Молодец» или еще как-то
А про искренность что ли..
Мне лично страшно было бы увидеть стихи
слабенькие в ее тетради…
-Ну что я скажу?
Обсуждать нужно, по-моему, то, что у человека сильней всего… Вы правы..
А тут сильнее всего сама живая девочка Женя 15-ти лет…
Мне от нее жизни учиться надо…
А что я ей скажу?
Я стихи стараюсь читать в одиночестве..И уж не тогда,когда автор за плечом стоит
Считайте меня китайцем! :-))
А если серьезней, хорошая проза пишется как стихи, требования те же. Это насчет дыхания, интонации. Думаю, что не только китайское 🙂
китайская такая история…
дзэно-даосская
Re: Спасибо..Да так оно и есть
Насчет пользы правды я сильно сомневаюсь. Человек ведь не к убийству готовится, а хочет быть например честным графоманом, то есть, не хочет, а будет :-). В связи с этим часто вспоминаю историю старшего брата писателя Конецкого. Сам Конецкий очень известен (был?), писал легко, но все-таки крупным писателем его назвать трудно. А брат всю жизнь слыл графоманом, и вдруг в Новом мире (кажется) появляется его вещь «Мореплаватель». Знаете, хорошая вещь получилась, бессюжетная, но насыщенная. Просто человек был оригинальней, чем это поддается обучению(нивелировке), а это создает сложности для стандартных учителей.
То же в живописи. Мне правду не говорил мой учитель (я думаю) потому что видел меня с самого начала, другой бы просто махнул рукой… 🙂 Он смотрел, и находил в моих работах что-то заслуживающее внимания, и старался обратить мое внимание на эти вещи, при этом слабые стороны почти не обсуждал. Обсуждать нужно, по-моему, то, что у человека сильней всего…
Спасибо..Да так оно и есть
что ЗА словами, важней то, что НАД ними
У меня тут давеча девчонка в библиотеке крутилась..
Говорит:
_стихи пишу.Ей 15 лет,Женьке-то
Вижу-хочет тетрадь достать..
Но что-то ее останавливает..
А девчонка вовсе не робкая..Такая активная:)
Ну что?
Вместо этого она мне про первую любовь рассказала в ёё 13 лет..
Сейчас ей уже 15..И любвей было несколько..И все болезненые
🙂
Ну торопить я ее не стала..
А вот рисунки свои она мне показала…
Рисует(Боги!)в стиле Аниме японского..
Я только вздохнула:
-Это у нее ушко,у Эльфийки?
Ну да!Остренькое
🙂
Тяжко ведь правду говорить..
А ваш-то «вахтер»молодец..
🙂