……………………..
С интересом читал эту историю, волнующий драматический рассказ. Повествование, атмосфера событий, герои — волнуют. Я избегал рисовать на эти темы, поскольку атеист, но какие-то наброски остались. Чисто человеческая трагедия — для меня.
Автор: DM
Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others. Посмотреть все записи автора DM
Детство играет решающую роль, я думаю. Потом вопрос «верить-не верить» решается очень часто «умственным путем». Некоторые мои знакомые, под влиянием моды и времени решили, что пора верить в бога, приспособиться к новым обстоятельствам. И выбрали себе религию по вкусу 🙂 Вопросы веры так рационально не решаются, такой выбор вызывает недоверие, вера ведь иррациональна. А то, что привито с детства, часто не пересматривается, как естественное или даже привычка. При этом ученый в своей деятельности, конечно, руководствуется материалистическим направлением мысли, а свечки ставить вполне может, отчего же нет. Примеров много.
Неужели все дело только в воспитании? Мне такое и в голову не приходило. Надо подумать.
Ну, что вы, это вопрос воспитания. Мои родители выросли в такой среде, что с юности «переелись» религиозного фанатизма (и национализма) окружающей среды, родственников и знакомых. Очень скептически относились. К тому же, отец был врачом, материалистом. Мой дядя был философом, кантианцем, делал диссер по Канту в Германии, но при этом был атеистом, подсовывал мне книжки, в Эстонии было свободней с этим.
Спасибо, поняла. Нужно быть очень умным и очень мужественным человеком, чтобы придерживаться таких взглядов. Слава Богу, мне не хватит для этого ни того, ни другого :). Уважаю.
С тех времен, как я изучал физиологию высшей нервной деятельности, прошло почти сорок лет, и я знаю, что многое сделано. А многое пока неясно. Но меня всегда умиляет эта логика — «если неясно, значит бог». В пору моей юности то же самое говорили про наследственность, я точно помню. А потом открыли механизм наследственности, а сейчас уже известен весь геном человека. И все равно, талдычат — этого не знаете и не узнаете… и того, и все бог да бог. Потом бога слегка отодвигают в сторону, оказывается, механизм существует вполне естественный. И так далее. Я наблюдаю (и сам активно участвовал) десятки лет, и нигде бога не увидел.
Никто не дает вдохновения, чепуха все это, оно рождается внутри нас. Это, конечно, сложный ассоциативный процесс, и многое в нем «задействовано». В науке то же самое есть — пример Шредингер со своим уравнением, легко сказать — бог ему дал. Но за этим уравнением масса подготовительной работы всей европейской науки, понимаете. И человек стоял на острие этого процесса.
Я вообще не знаю, что такое вдохновение, бывает дни, когда есть сосредоточенность, неотвлеченность, внимание к главному, острота зрения, некоторая нервность — и что-то получается. У талантливых людей получается больше, у меня — меньше, я средний. При чем тут бог? Если так назвать сложный и до конца непонятный еще процесс — то пусть так называется. Но никто нам ничего за «просто так» не дает :-))
Цитирую по книге. Это Вишневская о Шостаковиче писала: «Дмитрий Дмитриевич никогда не говорил о вере, но, как всякий БОЛЬШОЙ ХУДОЖНИК, конечно, чувствовал в себе Бога. Он часто говорил: «все от Бога»… «Т.е. речь идет в том числе и о творческих способностях личности. Кто дает вдохновение, откуда оно берется? Чем Вы это объясняете?
Тут что-то другое имеется в виду, наверное, какие-то моральные качества. Для морального поведения бога вовсе не нужно, Достоевский, мне кажется, неправ. Я у животных видел настоящую самоотверженность, жертвенное поведение по отношению к детям и к товарищам своим, к своему роду. Уж не говорю о людях. Очень важное генетическое качество — сохранение популяции даже в ущерб личности, это мы вполне могли наследовать у зверей, облагородить и насытить содержанием. Мы ведь существа социальные.
Если же речь идет о некой сверхъестественной личности, которая меня «создала» и руководит мной — то в это я не верю. Мы живем по каким-то моральным нормам, которые унаследовали и которые нам привили воспитанием, в семье, в основном. Они очень древние, насчитывают не один десяток тысяч лет, и значительно позже сформулированы или переформулированы выдающимися людьми, которых религия считает святыми, пророками, детьми бога, кем угодно, это неважно уже.
Так что я никогда не имел дела с богом, религия вообще кажется мне в значительной части политикой и способом управления людьми, а также и коммерцией, особенно это относится к церкви, то есть, чиновникам от религии.
Если же говорит о высоком нравственном начале в человеке и в определенной степени и в зверях, то глупо это отрицать.
Религия для меня тут не при чем вообще. Но даже если бы моральные нормы были даны сверхъестественным путем (во что, см выше я не верю) то их следует придерживаться по законам человеческого общежития, иначе будет смерть всем. Вы пользуетесь электричеством? А знаете законы Максвелла? 99,9% людей скажет, что не знает, а это теор. основы электричества. И это не мешает нам правильно обходиться с этим опасным явлением. 🙂
Так что мой ЖЖ, конечно, как и другие мои тексты, повести, рассказы, роман — отражает мои моральные устои, но не более того. Мне их передали родители, частично, а далее — влияние матери больше всего.
Я ведь бывший ученый, а это прочная основа, я не верю во всякие астрологии, мистику, чепуховину вроде «лженауки», последнюю я испробовал своими пальцами, и знаю, что это надувательство или глупость. Я ученик хорошего физика и биофизика Михаила Волькенштейна, и это одна из основ моего миропонимания. А мои ощущения… это совсем другая история, и в богу отношения не имеет.
Я Ваш журнал недавно читаю, и уже несколько раз попалось на глаза высказывание: » Я атеист». Если не трудно, может ответите, в каком смысле Вы употребляете это слово. Отрицаете Бога, или не религиозны, или то и другое сразу? У Галины Вишневской читала высказывание в том смысле, что любой творческий человек чувствует присутствие Бога в душе. И Ваш ЖЖ вполне подтверждает эти слова.