Искусство — мироощущение. Мировоззрение отстает от мироощущения на полжизни.
Автор: DM
Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others. Посмотреть все записи автора DM
Re: Я в вас верю, вы пройдете на Букера!
Я не читаю, открываю книгу — и закрываю. В нескольктх местах по абзацу — мне достаточно.
Не думаю о них ничего.
Re: Я в вас верю, вы пройдете на Букера!
Что вы думаете об Людмиле Улицкой и Слаповском? Можете заскринить ответы.
Есть записное гламурьё повсюду, клубные паломники-тусовщики. Пелевин? По-моему они все лихие наездники современной литературы.
вы слишком строги к себе
Мои ученики учатся в Тарту. Я спросила их по поводу хвастливых обещаний вот-вот найти лекарство от СПИДа, именно тартускими исследователями. Как известно, эстония лидирует в Европе по наркомании и СПИДу.
Радио раструбило. Мои ученики рассмеялись и сказали, что там еще только изобретают велосипед.
Вы об этом должны написать еще раз, в силу последних диких выходок наших правителей. У меня много сейчас в моём ЖЖ постов на эту же тему за два месяца.
Re: Я в вас верю, вы пройдете на Букера!
Вот тут-то Вы не понимаете. Мне стоять с ними рядом почти со всеми крайне неприятно, я их не уважаю, за исключением нескольких. Букетик этот в основном дурно пахнущий, это все люди, шляющиеся по конкурсам, и в основном дутые величины. И если вдруг случайно попаду в финальную шестерку, то, конечно, и духу моего там не будет.
Писателям в России почетны не премии, а сроки.
Для понимания. Я никогда не работал на завтра и послезавтра. Только ради интереса своего. Чтобы Вы поняли. Меня взяли в аспирантуру на тему как смертника. Это была чисто физическая лаборатория, в ней не было ни одной пробирки. И шеф, талантливый физик и абсолютный дилетант в биологии хотел, чтобы я для начала повторил технически то, что в начале того года сделали в пастеровском Институте и получили Нобелевскую премию (1963 год) На Жакоба и Моно работал весь Институт, а я был один, и никакой химии вообще, и ни одного человека, который понимал бы сложность проблемы. А повторив выделение того фермента, я должен был идти дальше и выше, вот так. И я работал для будущего? У меня его просто не было, и два года я потратил на приобретение самого необходимого (стол наконец поставили) и освоение методов выделения кристаллических ферментов, нужных для работы… Потом я сделал-таки примерно 10% задуманного, этого с лихвой хватило на диссертацию. Если б не мой интерес, то вообще никакого будущего, мне пришлось бы вернуться в свое захолустное Тарту, где понятия не имели тогда о серьезных биологических проблемах (а теперь, тем более)
Я в вас верю, вы пройдете на Букера!
Знаете, только состоять в списке среди них уже приятно. Там ТАКОЙ букетик очень известных, по которому школьники пишут сочирнения пачками..:))
Мне ужасно приятно, что вы там. Срежут-не срежут, дело вдругом! Не забывайте, там всеможное взаимоопыление…:))
Как-то мы с дочкой бежали на один сложный конкурс бальных танцев. (Юзерпик поставлю сейчас с того турнира). Мы точно знали, что им там ничего не светит. Я ей говорю по дороге:
— как бы вы с Максимом там не выступила, я тебя все равно люблю, главное предпоследнее место хотя бы занять, но не последнее только. На том и порешили, что она будет стараться, чтобы не последнее..:))
Они заняли первое место и получила золотую медаль, и до сих пор не понимаем, как!
Я говорю о вещах, в которых выиграть невозможно, все мы смертны.
Во всем остальном, конечно, нужно побеждать. Но не выигрывать в гонке, а следовать своему интересу, и побеждать свое неумение, неточность… и так далее. Выигрывать у самого себя — в этом всегда есть смысл.
Я начал в новой области потому, что открыл для себя новый простор. В науке я понял то, что меня интересовало больше всего — из каких «кирпичиков» строится здание. А дальше я понял, что мне выделен уголок в этом здании, и я должен строить узко и конкретно. К тому же обстоятельства не позволяют мне понять, что я могу САМ, поскольку дело сугубо корпоративное, «эстафетное», и я зажат в угол. Я не могу выяснить до конца, что могу, этому есть предел.
Сейчас все пределы только во мне, и я эту ситуацию ждал. Что бы я ни написал, нарисовал — это сделал я, и все неудачи и удачи — мои.
Это и не жадность, и не усталость, а поле возможностей разобраться с самим собой.
Но иногда я уступаю любопытству, хотя на общение с «гламурными соратниками» не иду. Просто любопытно посмотреть, как и когда меня срежут.
Например
http://www.russianbooker.org/?a=news&id=13
Неужели никогда не возникло спортивного интереса — ВЫИГРАТЬ?! У жизни можно выиграть. Правда, через усилия над ленью.
Много раз себе говорила, вот если бы всё вчера доделалаэто и это и то, сегодня было бы всё по-другому. А вы сидели в лабораториях сутками и работали на «завтра и послезавтра» вперед. Однако выбрали не комфортное сообщество гламурных соратников, а начали всё сначала в новой области.
Что это? Жадность всеохватности или усталость от невозможности выбора, как разочарования от неосуществленных открытий в биохимии?
Медицина оттолкнула меня своим «знахарством», мне хотелось точности, а она в химии. Кроме того, меня всегда отталкивала мелкая житейская суета. Когда я шел в медицину, я надеялся, что встречу там человека лицом к лицу с основными вопросами жизни и смерти. А увидел, что если человек мелок и не интересен, то на пороге смерти он также мелок и не интересен, за редкими исключениями.
У меня слабый инстинкт самосохранения, просто мне повезло, — и люди меня окружали хорошие, и дела, которые мне нравились, притягивали к себе благородство и честность. Или что-то во мне, заложенное с детства, находило именно такие стороны жизни — не знаю.
Смерть в моем представлении, вернее — умирание, это часть жизни, своего рода испытание, экзамен, наверное, последний. Конечно, коррелирует с жизнестойкостью: это сражение будет проиграно, но оно может быть по разному проиграно, и для меня это важно, будь я даже на необитаемом острове. Те триста человек, которые задержали миллионную армию персов — знали, конечно, что все погибнут, но это как раз то знание смерти, которое никак не противоречит жизнестойкости, и способно вызвать к жизни лучшее, что есть в человеке.
Я так настроен, и всегда был настроен: если уж проиграть (а это неизбежно), то постараться сделать это как меня учили своим жизненным примером те несколько людей, которых я уважаю. И знакомые, и герои книг, которым я верю.
Мой тартуский учитель сыграл большую роль, но не главную. Просто я оказался перед ошибкой, понял, что медицина не для меня, что я далекий от реальной жизни человек — а тут мне показали путь, и это была наука.
борьба этих крайних свойств
Диалектический закон «Борьба противоположностей», значит работает и на людской практике, в творчестве?
Вот вы Дан, обычно нейтрально, но часто констатируете свои физические пределы, (до конца меня отделяет куда меньший отрезок времени), так как на вас действует осознание я полон планов и не думаю о смерти,
На бессознательном уровне страх смерти у зрелой личности обязательно включает инстинкт самосохранения. В ваших повестях много описаний смертных случаев. Как это коррелирует с вашей жизнестойкостью, вернее, это способно закалять душу, адаптировать её к неизбежности.
Всё жаль, что не стали врачом, но ушли в биологию. Вы пошли за личностью своего тартуского учителя?
Да, только с поправкой 🙂
Именно борьба этих крайних свойств обеспечивает то напряжение, при котором только и возможно творчество. Шопенгауэр был честным и ярким пессимистом, по общему взгляду на вещи, по философии, а в реальной жизни, особенно к старости, был довольно жизнерадостным человеком. Здесь нет ни обмана, ни нечестности, просто это разные сферы, разные точки приложения. Простой пример — человек в моем возрасте знает, что расстояние до смерти… мизер это расстояние по сравнению с многими длительностями, которые уже были. Например, я тридцать лет писал изображения, а помню начало как вчера. А до конца меня отделяет куда меньший отрезок времени, я уверен. А вот каждый день я полон планов и не думаю о смерти, во всяком случае, эти мысли мне не мешают. Как это возможно? 🙂 Я могу скатываться то в одно состояние, то в другое, но именно на границе, где эти состояния напряжены и в нестабильном равновесии — я могу что-то делать 🙂
Пессимист…… отчаянно любит?!
Так и есть. Все субличности имеют плюс и минус, пару крайних свойств, иначе психику сорвет с катушек..:))
Думаю не регресс, а процесс с запозданием. В шестнадцать Вы имеете полное созревшее мироощущение ( и раньше имеете), а мировоззрения никакого — нуль. Потом Ваше мироощущение изменяется, а мировоззрение — созревает. Соответствия между ними почти никогда нет, или очень редко, и временно. В идеале они должны соответствовать друг другу, но… Человек может быть философским пессимистом, и в то же время отчаянно любить текущие радости жизни :-))
Искусство — мироощущение мира в себе в определенный момент (отрезок) жизни.
Мировоззрение (как процесс)- отстает от мироощущения на полжизни, тогда это регресс в какой-то точке процесса?