СТАРЕНЬКОЕ, УВЫ…

ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО!

Два парня, будущие гении, их звали Ван Гог и Поль Гоген, что-то не поделили. Мнения зрителей, наблюдающих эту историю, разделились — одни за Вана, другие Поля поддерживают. Вана защищают те, кто видел американский фильм, в котором он, до удивления похожий на себя, мечется — не знает о будущей славе, досконально рассказывает про картины, по письмам брату, и отрезает себе ухо в минуту отчаяния. Он так встретил этого Поля, так принял в своем доме в Арле!.. А тот, безобразник и бродяга, заносчивый силач. «И картины писать не умеет… да! — так сказал мне один интеллигентный человек, сторонник Вана, — они у него уже цвет потеряли и осыпаются…» Тут на него наскочил один из лагеря Поля и, с трудом себя сдерживая, говорит: «Мне странно слышать это — осыпаются… а ваш-то, ваш… у него трещины — во!» — и полпальца показывает. А тот ему в ответ…
Потом, правда, Ванины поклонники приуныли — смотрели фильм про Поля, французский, и некоторые даже не знают теперь, кто был прав. А нам это так важно знать… Вану страшно и больно, он выстрелил себе в живот, уходит жизнь беспорядочная и нескладная, несчастная жизнь. Все эскизы писал, а до картин так и не добрался. Но это он так считал, а эти-то, болельщики, они же все знают наперед, все!.. им чуть-чуть его жаль, в неведении мучился, но зато что дальше будет — ой-ой-ой… мировая слава… гений… Что Поль, что Поль… На своем дурацком острове, полуслепой, художник называется, умирает от последствий сифилиса или чего-то еще, тропического и запойного…
— Он нормальный зато, Поль, и жену имел, пусть туземную, а ваш-то Ван просто псих, уши резал и к проституткам таскался…
Представьте, идет вот такой спор, хотя много лет прошло, умерли эти двое. Ну, и что, если давно. Смерть весьма нужное для славы обстоятельство. С живыми у нас строже, а мертвые по особому списку идут. У них льготы, свое расписание… И все-таки важно их тоже на своих и чужих поделить — Ван, к примеру, ваш, а Поль — мой… И вот болельщики, собравшись густыми толпами, валят в музеи, смотрят на Ванины и Полины картины, которые почему-то рядом — и молчат. Думают:
— … Ван все-таки лучше, потому что обожает труд, руки рабочие и башмаки… А Поль — этих бездельниц таитянок, с моралью у них не того…
— … Нет, Поль, конечно, сильней, он с симпатией жизнь угнетенной колонии изображает… к фольклору ихнему уважение проявил…
Сзади кто-то хихикает — «мазня… и я так могу…» Болельщики хмурятся, шикают, все понимают, как же — смотрели, читали… Вот если б им похлопать гения по плечу -«Ваня, друг, держись, мировая слава обеспечена…» Ах, если б им жить тогда…
Тогда? А кто кричал тогда — «бей их…»? А потом шел в музей — постоять перед Лизой…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

СТАРЕНЬКОЕ, УВЫ…: 5 комментариев

  1. Ну, знающие ребята наверняка лукавят..:-))
    WinXP требует мощного компьютера. А сама система работает ( в смысле устойчивости и надежности) не в пример 98. По крайней мере «программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта» вы там не увидите. Установка, безусловно, дело очень геморройное, но у меня уже создан образ девственно чистой системы и записан на два CD. А переустановить винды их образа это уже дело буквально 15-20 минут.

  2. Ну, и слава Богу, что все в порядке!
    Вы имеете в виду переустановку windows?
    У меня до сих пор стоит 98-ой, и такая на нем куча всего, что страшно приниматься, да и тут знающие ребята говорят, что поставишь XP — шило на мыло (они его называют Хрен Работает).
    Но что-то делать надо, некоторые програмки от моего винда отворачиваются уже.
    Всего Вам доброго, не болейте, а с возрастом что сделаешь, хорошо бы его забыть…
    Будет время, заглядывайте. Дан

  3. Уважаемый Дан!
    Во первых, здравствуйте!:-)) Чертовски приятно, что вы помните обо мне. Да я как бы и не пропадал никуда. Все вокруг да около ЖЖ и кручусь. Во всяком случае пока. Просто дел тут поднавалило, пришлось разгребать. Правда, хлопоты все, к счастью, приятные. Да и поболеть пришлось. Грипп вдруг навалился, да и весенние обстрения дали о себе знать. Видимо, старость, пока мягко, по отечески, но уже кладет свою костлявую руку на мое плечо. Никуда не денешься… C`est la vie. Поэтому особого настроения что то писать и комментировать не было. Сейчас, вроде бы, потихоньку все выравнивается. Книгу, к своему стыду, еще и не начинал. Дело в том, что я подал заявку на установку ADSL канала, вот-вот со дня на день должны подключить, и всвязи с этим хочу переустановить винды, естественно со всеми приложениями. Поэтому жду недождусь сего знаменательного события. А книгу я ОБЯЗАТЕЛЬНО сделаю…как только, так сразу.
    P.S. А обложка ваша очень хороша! Даже и редактировать ничего не надо. Хотел было тонкую белую кайму по периметру пустить, но потом решил, что это будет излишне презентабельно.

  4. Знаете, я уже начал беспокоиться, куда Вы делись… Хотя это, наверное, смешно, но вот так уж я устроен.
    В общем, худо, кругом все меньше живых независимых людей!
    …………….
    Понимаете, рассказ несколько ироничен, что ли, или тон такой, написан он давно. ОБА, ОБА мне дороги, хотя живопись Ван Гога мне ближе, и как человек он мне ближе, а Гоген был все-таки куда разворотливей, успешней (вроде бы). Но потом вот как резко повернул, уважаю!..
    Но пафос в том, что они РЯДОМ, не нам их сравнивать, судить да осуждать.
    Вот они оба состоялись, хотя один застрелился, а другой в 54 года тяжело мучительно умирал.
    Будем выбирать живопись, кому Ван Гог больше, кому Гоген, но не нам осуждать их жизни. Теперь широко разлилась эта хамская фамильярность по отношению к умершим талантам. Немного напоминает мне разговор слуг о своих хозяевах, который читал то ли у Бунина, то ли где еще. Свинячья фамильярность и тут же рядом угодничание, раболепие.
    ……………………..
    Удалось ли Вам сделать книгу?

  5. Конечно, номинально судьба Ван-Гога вызывает большее сочувствие. Его терзания, его болезнь, окончание жизненного пути в приюте, и его самоубийство, в конце концов…
    Но не стоит забывать тот маленький фактик, что Гоген до 40(!) лет был вполне успешным маклером и более чем состоятельным человеком. Он пользовался и уважением общества и женской любовью и всем тем, что неизменно входит в такое понятие как «успех в жизни». Одним словом, Гоген состоялся. И тем не менее у него хватило сил (!) бросить всю эту мишуру, и броситься в искусство, как в омут с головой…
    Это, на самом деле, ох, дорогого стоит!
    И неизвестно, кстати, стал бы Ван-Гог Ван Гогом, очутись он на гогеновском месте…
    ———————
    И все же мне Ван-Гог больше нравится…Но тем не менее!….

Обсуждение закрыто.