………………………………………….
Есть у меня и такие картины. Показывать их я не люблю. Был у меня период неизбежный — «перемалывания» всего, что видел у других. Начал с самостоятельной живописи, хотя и примитивной, а потом захотелось посмотреть, что другие люди до меня делали. Мой учитель относился к этому с пониманием, только иногда отпуская замечания типа — «а, Дерен…»
В сущности, я никогда не копировал точно, но дух картин, которые смотрел, конечно присутствовал.
На картинах этого периода степень несамостоятельности выше, чем ДО этого, и ПОТОМ. Как избавиться от влияний? Один из моих способов — взять задачу, объект, сюжет, цвет, форму, которые по сложности и тонкости выше твоих «исполнительских» возможностей. Так всю жизнь, не думая об этом, делают примитивисты — и находят свои пути и решения. В любых творческих делах есть своя технология, некоторые правила обращения с материалом, это важно. Все остальное, то, что называют — «техника» — в сущности только усилия по преодолению общего, неличного; увязнуть в них, значит остановиться. Такие остановки бывают весьма симпатичными, но… Где-то есть высота, за которой «техника» уже не важна. Сезанн пальцем подправлял свои кривые бутылки. Рембрандт орудовал то ногтем, то щепочкой, то обратной стороной кисти…
То, что «технически» сделано очень уж правильно — мертвеет на глазах, а живое живо неправильностями и неуклюжестями. Возьмите замечательно красивые плакаты чеха МУХИ — они полумертвые от своей красивости. И тут же рядом плакат Тулуз Лотрека, на котором виден след руки… Живой след руки важней технической правильности, которая нивелирует личность и вещь.
Когда возьмешься за что-то неимоверно сложное, например, требующее точного рисунка, или передачи тонких цветовых оттенков… стоят перед глазами, да как до них добраться, не знаешь… Вот тогда начинаешь пытаться, выдумывать свои пути… Бывает, так и не достигнув высот техники, вдруг получаешь что-то живое, выразительное.
Но это, возможно, мало кого убедит. Я как-то пригласил одного знакомого посмотреть новые работы. А он говорит — «знаешь, я не готов, давно не читал искусствоведческую литературу, не в курсе современности…» Я так и сел. Чтобы посмотреть работы, получить свое впечатление, ему нужно что-то прочитать! Потом понял — распространенное явление, люди смотрят на окружающий мир через фильтры — моды, внушений, культуры… Часто так поступают и специалисты-искусствоведы. Своего рода коллекционирование, главная задача — на какую полочку положить. Положил — и успокоился. О непосредственном восприятии, невольном чувстве и речи нет. Да, таким образом можно освоить все банальное, или на что-то похожее, или найти в ни на что не похожем — похожие черты (стопроцентная новизна недоступна даже гениям). Но все интересное, оригинальное остается за пределами зрения, отбрасывается сразу как отклонение от пусть высокого, но стандарта, как «неправильность»…
………………..
Надо бы укоротить эту болтовню, выбросить банальности… Извините, времени нет.