из ответа (временная запись, вместо письма)

Если я скажу, что с 1968-го года начал понимать, то это не совсем точно. Я все это прочувствовал в девять лет, в 1949-ом, когда отца выгнали с работы, он был врач и еврей, этого достаточно было. Прекрасная страна Россия, великая культура, мне страшно интересно было в ней жить и работать, я ведь приехал из Эстонии, там был совсем другой масштаб, другие люди. Но отношение к власти в России у меня сформировалось в девять лет, смешно говорить, да? но я почувствовал, что рядом со зверем живем, через тонкую стенку, которую давала семья и близкие, но совершенно не надежную, того и гляди, ворвутся… А потом это почти подсознательное ощущение обросло фактами, сотни людей об этом писали, я ничего добавить не сумею… Некоторые иллюзии 60-х для меня были как дым — всерез не верил, а с 68-го вообще не сомневался. А потом начался этот передел власти и имущества 90-х, — ни во что я не верил. И то, что вижу сейчас, только подтверждает — система почти замкнута во многих отношениях, если не считать самый центр, две столицы… в ней огромный запас энергии (и не только газа-нефти), и она может крутиться в этом своем кольце, если нет сильных внешних воздействий, очень долго, для моей личной жизни это вечность. Но я выбрал этот язык, эту страну и ничего другого не хочу, а власть… Да не смешите меня, о ней просто не интересно, это ничтожная часть ЖИЗНИ человеческой, так что стоит относиться к этим людям власти — всем, всегда! с определенным высокомерием: не вступайте с ними в переговоры, отделите свою жизнь и свои интересы от них, пусть они остаются со своими рваческими интересами, своей жадностью, своими примитивными инстинктами. Объединяйтесь с себе подобными, живите своей жизнью — отделитесь, образовывайте свои структуры… Я все понимаю, придется идти на потери, отказаться от кое-какого комфорта, от подачек, похлопываний по плечу, от жетончиков на грудь… Своя жизнь, только она! Я это называю — «уйти в подвалы», не всегда буквально… впрочем, иногда и подвалы… Никакого сотрудничества. Только мое мнение, никаких призывов здесь нет, это для размышления. Страна огромная, интересная, люди есть замечательные, ну что вы так приклеились к идее — заменить власть, поймите, она никогда не бывает повернута к людям, никогда не была, и не будет. А дел своих много, и пока нет тотального насилия и жестокости, а пока что их все-таки НЕТ, повернитесь к ним спиной, займитесь своими делами, облагораживайте страну и свой дом, занимайтесь культурой, просвещайте непросвещенных… да мало ли дел?

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

из ответа (временная запись, вместо письма): 10 комментариев

  1. Вы невнимательно прочитали мой ответ. Я четко написал, мне не нравится Путин и власть, и никогда не нравились, но мне и не нравятся, не вызывают уважения и доверия почти все лидеры оппозиции. Им в сущности наплевать на то, что хотят люди, они ориентируются на свой круг, а политик не должен так себя вести. Никакой режим я никогда не поддерживал, не поддерживаю и сейчас, я занимаюсь своими интересами, картинками, прозой, и есть люди, которым это интересно. Я не участвую в протестах не потому, что привык, меня мало привлекает и интересует текущая жизнь за окном, так было со мной всегда. Я считаю, что призывы оппозиции страдают неконкретностью, лучше и полезней было бы, если бы они занялись конкретными делами, которые нужны людям, вместо того, чтобы кричать на митингах. У нас такие люди есть, они помогают другим людям, борются с произволом УЖКХ, например, и такая борьба понятна людям, и приближает к ним, а призывы к свободе вместе с криками «путин вор» вызывают у меня только недоверие. В своем городке я по мере сил защищаю людей и зверей от произвола и жестокости. Сейчас нет диктатуры, я помню и знаю, как за гораздо более легковесные обвинения власти люди просто исчезали. Сейчас есть возможности конкретной борьбы за права людей, но лидеры оппозиции этим не заняты, они борются за свои права и положение . Если говорить обо мне лично, то я далек не только от политической жизни, но и от участия в околотворческом процессе: живя в 100 км от Москвы, не был в ней уже лет десять, и не скучаю. Что касается борьбы за мою свободу… Не смешите меня, я был свободен в 70-ые годы, занимался, чем хотел, предпочитал нищету участию и сейчас считаю — никакого участия, никаких контактов с властью, и мне импонируют люди, которые поступают также. Так что за мою свободу никому бороться не надо, уверяю Вас. Я пишу и рисую то, что мне нравится. Теперь о моих «сообщениях»… Посмотрите внимательней на то, что я делаю в ЖЖ и FB — это в огромном большинстве картинки и некоторые тексты, к современным страстям они не имеют отношения, так что ничего я не демонстрирую, записи «на злобу дня» у меня временные, я их обычно убираю, чтобы не портить свой журнал, 🙂 я просто работаю, как умею. Будьте здоровы, и не боритесь за мою свободу 🙂 — я свободен настолько, насколько человек может быть свободным, это немного, но мне хватает.

  2. Из Вашего ответа можно сделать вывод, что Вам нравится путин и Вы не хотите ничего менять. Также Вас не пугает возврат в прошлое. В 1968 мне было 8 лет и я не жила в Москве. Я не призываю Вас на площадь, но Вы своими сообщениями поддерживаете существующий режим жуликов и воров, потому что Вы привыкли к нему и не возражаете.
    Осуждать кого-нибудь за трусость я не имею права. Но здесь в жж Вам ничего не угрожает. Вы сами по собственной инициативе демонстрируете неуважение к людям, которые рискуют свободой и жизнью за свою и за Вшу свободу.

  3. Борьба за 5%

    Во-первых, я не совсем согласен с Кантором, вернее, согласен с общей оценкой положения в мире, но думаю, что большой войны можно избежать, а вот многократного кружения, пока не выработается совершенно новый подход к жизни общества, думаю, не избежать. Романы я не читаю, так что лучше посмотрите по Гуглу, он Вам лучше скажет и покажет 🙂 Я Вам расскажу о некоторых чертах моего конкретного видения ситуации — на простом примере маленького городка. Если раз в год кричать «свободу слову!» — ничего не получится, люди в провинции, а это подавляющая часть России, с большим подозрением и недоверием относятся к этим крикам. Но если Вы скажете «свободу от УЖКХ» к вам прислушаются, сначала с недоверием, а потом проследят ваши конкретные действия. Нет сейчас диктатуры, тем более, кровавой, давайте будем точны. Так вот, разберемся «по домам» нашего подмосковного городка. В тех домах, где на 200-250 человек находится хотя бы 5-6 активных людей, готовых не кричать на митингах, а вести ежедневную (ежевечернюю обычно) кропотливую работу с документами, готовых на постояннный напор, на многократные суды… Представьте у них часто получается, они выигрывают, и эти дома добиваются для себя более справедливых плат. Таких домов пока мало, но они есть. Так вот, нужно, чтобы этого пока ничтожного активного меньшинства стало чуть побольше, хотя бы несколько процентов. Это постоянная работа, нечастые победы, прохождение через суды, частые унижения, и т.д. но другого пути не вижу. Этот путь пока что свободен, и нужно несколько процентов таких людей, хотя бы несколько, а это для оппозиции большая неблагодарная работа, без всякого высокомерия,без ограниченных тусовок в своем кругу, где все всё понимают. Надо ухватиться за такой вот конец — и тянуть. Вот, мне кажется, один из аспектов «борьбы за свободу» и борьбы, понятной для очень многих. Люди не верят пустым словам, свобода мало кого греет, если в этом нет конкретности. Я за борьбу за 5%. Если им поверят, то эти пять будут окружены еще десятком верящих им, а власть сейчас в сущности слаба, даже она устала от непомерной коррупции в собственных рядах, скоро будет раздираться противоречиями… Только постоянный напор, и «идти по правилам», установленным самой властью, декларируемых ими же. Мало активных людей, готовых к постоянному напору вполне легальными путями, это проблема. Крики «за свободу» не помогут, люди принимают это за эгоизм интеллектуальной элиты — «какой вам еще мало свободы!» — это я слышу вокруг себя.
    Ситуация не безнадежная, есть еще справедливые и судьи и прокуроры, но они тоже люди, и видят вокруг себя океан смирившихся с поборами и несправедливостью, и это тоже важно, справедливых у власти надо поддерживать снизу, а этого нет, а нужно это меньшинство (да, меньшинство) поддерживать, знать их, они должны чувствовать уважение и поддержку окружающих их людей.
    Вот моя точка зрения. Да, мир катится к распаду, это распад всей существующей политической и экономической системы, отсюда и попытки ужесточить власть, сдвиги в сторону тоталитаризма — это признаки распада всей мировой системы, ее загнивания. И пока не будет новых взглядов, нового подхода — так оно и будет, на грани войны, на грани исчезновения, на грани нищеты одних и непомерной роскоши немногих. Россия не исключение, просто в ней, как всегда, есть стремление к крайностям, ну, сами знаете…
    Так что я за 5% — это путь к перелому в настроениях большинства, и попытка взяться за конкретные проблемы. И не надо дурачить людей скорыми жесткими решениями, к чему они приводят, казалось бы, уже должно быть понятно. Думаю, что общий распад и хаос мир еще ждут… пока не будет найдено новое решение, новая система экономических и политических отношений.

  4. Согласна с вами насчет власти — если у тебя есть внутренние силы и вера — можно бороться, единоличное дело каждого. Но переть танком можно только если знаешь, за что прешь. Не мне судить, я покинула Россию 12 лет назад и могу только наблюдать со стороны Хотя и у нас вся эта политическая грязь происходит — деньги, коррупция, откаты — просто чисто и интеллигентно, без жертв. Пока они там делят — люди хотят жить, любить, рожать детей, и этого у них никто не отнимет. Вот в это я верю.
    Дан, я вы любите Достоевского?
    Простите, не знакома с Максимом Кантором, может порекомендуете конкретные произведения?

  5. Я жил во времена, когда невиновных не просто сажали, но еще и «лечили» в психушках. Так лечили моего сотрудника за то, что он читал и распространял книгу Солженицына. Сопротивление, протест в те годы неминуемо привело бы меня туда же, я это понимал. Меня не раз вызывали на допросы. Он всех нас, кто читал, легко выдал, он вел записи, по глупости или не совсем, этого я не знаю. Я не сказал о нем ни одного слова, которое отягощало бы его судьбу, я не признал, что он давал мне эту книгу. Конечно, я бы мог выступить с протестом, но этого не сделал, и отделался тем, что меня лет десять не выбирали снс, хотя я давно руководил группой. Мелочь, собственно. Я не считал, что готов к борьбе, к психушке или тюрьме, и я не протестовал. Можете меня осуждать за это, мне все равно, я не причинил ему зла. Но и не вышел на Красную площаль в 1968-ом. Я знал свои возможности, и не хотел быть активным борцом, да, мне хотелось заниматься наукой, и я знал, что наука переживет это время, и если я сделаю что-то стОящее, то от этого будет польза. Я никогда никого не подводил. Если Вы в то время вели себя смелей, протестовали, то мое уважение к Вам, если Вы просто болтаете сейчас, а на деле не готовы к осложнениям своей судьбы, то я Вас не уважаю. Сейчас мне исполнится 73 года, и остаток жизни я хочу посвтить своим картинкам, попробовать что-то написать, я думаю, это лучшее, что я могу сделать. Кроме того, мне не нравится не только Путин, но и та борьба, которая с ним ведется, вся эта шумиха, восклицания и проклятия. Думаю, что больше прав Максим Кантор. Я живу в провинции, и вижу, как окружающие меня люди относятся к свободе, и что им на самом деле сейчас нужней всего. Борьба внутри Садового кольца проявляет пока что большой эгоизм большинства руководителей процесса, также как и раньше им безразлично, что хотят люди на самом деле, и нужна ли им та свобода, о которой они кричат, это борьба за собственную свободу, за свои права. Пока что так, а страна, она пока что молчит, и думает о том, как выжить. Поэтому мне больше нравятся люди, которые помогают другим людям выжить, и просвещают непросвещенных.

  6. если сажают невиновных — не обращайте внимания, занимайтесь искусством, не Вас ведь сажают.
    кажется, это не очень прилично и порядочно.

  7. в чём вы видите экстрим?
    всё наоборот: полное непротивление злу, даже не насилием, а полное непротивление.

  8. Ну, что Вы, это вовсе не экстремально, это очень умеренно. Вы почитайте Кантора, там о грядущей войне, она всё затмевает. Нет, не будет большой войны, она сейчас никому не полезна, кроме ничтожных правителей ничтожных стран. Их легко остановят. НЕ будет. А порочные круги будут, пока не возникнет новая идея устройства общества, а нефть останется для химии, как еще Менделеев говорил. Думаю, что нашим будущим будет общинный строй, система высокоразвитых небольших общин. А эта «глобализация», замаскированная тоталитарная система — провалится, и дай бог, без большой крови.

Обсуждение закрыто.