Старенькое, под настроение…

Два парня, будущие гении, их звали Ван Гог и Поль Гоген, что-то не поделили. Мнения зрителей, наблюдающих эту историю, разделились — одни за Вана, другие Поля поддерживают. Вана защищают те, кто видел американский фильм, в котором он, до удивления похожий на себя, мечется — не знает о будущей славе, досконально рассказывает про картины, по письмам брату, и отрезает себе ухо в минуту отчаяния. Он так встретил этого Поля, так принял в своем доме в Арле!.. а тот, безобразник и бродяга, заносчивый силач… «И картины писать не умеет… да! — так сказал мне один интеллигентный человек, сторонник Вана, — они у него уже цвет потеряли и осыпаются…» Тут на него наскочил один из лагеря Поля и, с трудом себя сдерживая, говорит: «Мне странно слышать это — осыпаются… а ваш-то, ваш… у него трещины — во!» — и полпальца показывает. А тот ему в ответ…
Потом, правда, Ванины поклонники приуныли — смотрели фильм про Поля, французский, и некоторые даже не знают теперь, кто был прав. А нам это так важно знать… Вану страшно и больно, он выстрелил себе в живот, уходит жизнь беспорядочная и нескладная, несчастная жизнь. Все эскизы писал, а до картин так и не добрался. Но это он так считал, а эти-то, болельщики, они же все знают наперед, все!.. им чуть-чуть его жаль, в неведении мучился, но зато что дальше будет — ой-ой-ой… мировая слава… гений… Что Поль, что Поль… На своем дурацком острове, полуслепой, художник называется, умирает от последствий сифилиса или чего-то еще, тропического и запойного…
— Он нормальный зато, Поль, и жену имел, пусть туземную, а ваш-то Ван просто псих, уши резал и к проституткам таскался…
Представьте, идет вот такой спор, хотя много лет прошло, умерли эти двое. Ну, и что, если давно. Смерть весьма нужное для славы обстоятельство. С живыми у нас строже, а мертвые по особому списку идут. У них льготы, свое расписание… И все-таки важно их тоже на своих и чужих поделить — Ван, к примеру, ваш, а Поль — мой… И вот болельщики, собравшись густыми толпами, валят в музеи, смотрят на Ванины и Полины картины, которые почему-то рядом — и молчат. Думают:
— … Ван все-таки лучше, потому что обожает труд, руки рабочие и башмаки… А Поль — этих бездельниц таитянок, с моралью у них не того…
— … Нет, Поль, конечно, сильней, он с симпатией жизнь угнетенной колонии изображает… к фольклору ихнему уважение проявил…
Сзади кто-то хихикает — «мазня… и я так могу…» Болельщики хмурятся, шикают, все понимают, как же — смотрели, читали… Вот если б им похлопать гения по плечу — «Ваня, друг, держись, мировая слава обеспечена…» Ах, если б им жить тогда…
Тогда… А кто кричал тогда — «бей их…»? А потом шел в музей — постоять перед Лизой…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Старенькое, под настроение…: 18 комментариев

  1. Слава Богу, что им безразлично это.
    Еще славней, что было при жизни безразлично.

  2. Но «все же» получилось выразительно.
    Если тезис не вызывает за собой, или хотя бы предполагает, антитезиса, то на черта он нужен!
    Разумеется, всякое высказывание отсекает и ограничивает, ничего не поделаешь 🙂

  3. надо просто рисовать.ни о чем не думать.но как научиться?и какое им дело,вану и полю?ровно никакого))теперь так точно.пусть болтают люди.люди любят потрындеть.

  4. Re: Браво!

    Согласна во всем. В действительности, гос.учебная гимназическая программа составлена для учителей, не имеющих прав ничего там менять и регламентирована жестко.
    Возможно вы не в курсе,- бедный учитель личный учительский план расписывает поурочно подробно и сдает на кафедру для контроля на год вперед по числам, темам и всем методам, включая даты контроля учеников. Отклониться нельзя!
    И любой завуч или директор могут нагрянуть на занятие и свериться с ним внезапно.

    У меня был нелепый случай.
    Привела учеников 9-го класса в видео зал и показала им учебный фильм. Причем, я не записалась на этот урок в особой тетрадке, уверенная, что видеозал будет свободным.
    Прилетела завуч, думая, что я не готова к уроку и пытаюсь эток как-то скрыть.
    Вот такая была дама низкопробная, да ещё пьющая.

    Потом она, типа оправдывалась:
    «Я не сразу посмотрела в твой план, позже увидела совпадение с твоим показом.
    Вот ведь какая ты молодец»
    Этот национальный кадр нам поставили и мы долго плевались, но ничего не могли поделать.
    Может когда-либо опишу все национал безобразия в русской школе в книжке, если осилю свою лень и боль за разгром школы.

  5. С возрастом все меньше вещей на земле кажутся по-настоящему важными, но думаю, что это банальность 🙂
    С другой стороны, с большим удивлением читаю опусы довольно пожилых людей с большими подробностями и мелочами, которые болтаются, не привязанные ни к чему существенному. Думаю, что мое удивление наивно, и дело просто в том, что окружающая жизнь кажется мне все менее интересной, она перегружена черт знает чем. Потому все больше кажется, что один день из жизни дождевого червя было бы интересней понять и описать, хотя бы потому что в его жизни основные мотивы и стимулы не заслонены так плотно второстепенными деталями. Очень вероятно, что это иллюзия, но все-таки не такая тошнотворная, как описание жизни мелкого чиновника… если в ней нет всепоглощающей идеи накопить денег на новую шинель.

  6. Re: Браво!

    Подражание высоким образцам полезно, но при определенных условиях. Я тоже много копировал, но не так, а свободно, не добиваясь полного соответствия. Например, меня интересовало, как при помощи света, который падает их окна и высвечивает разные предметы, достигается единство картины, например в картине Вермеера «Девушка, читающая письмо у окна». Я намечал основную фигуру, набрасывыал основные детали, например, пером и чернилами, и пытался копировать световые отношения, которые дают эффект распространения света.
    Мне не кажется, что имеет смысл копировать одновременно и цвет, и композицию, и по тону и т.д. Но думаю, мой способ больше для взрослого человека.
    Насчет прозы — не знаю, я думаю, что вся моя проза — это монолог, довольно интенсивный и по возможности лаконичный. Он не должен «топтаться на месте», а постоянно идти вперед, причем с напором. Но все это зависит от степени заинтересованности автора, поэтому не стоит браться за перо, если нет настоятельной необходимости что-то свое прояснить для себя, и что-то выразить с большой обязательностью 🙂

  7. Re: Браво!


    Я совершенно не понимаю, каким образом ваша проза заставляет меня читать от начала до конца на одном дыхании без перерыва. Много раз пробовала читать других, постоянно отвлекаюсь и не дочитываю!
    Вероятно, ваша беспощадная честность и абсолютный лаконизм — верно подмечено, «ИНТИМИЗМ»

    Вдогонку.
    Я учила как велели эст.методички. От них отвязаться невозможно, заклюют.
    А там написано: показать ученикам работы и инспирировать (!) их на подражание темы. Что типа этого.
    Я обалдела, и попробовала несколько раз в разных гимназиях, кое-что вышло….))))

    Выставки-то приходилось делать в гимназии, вроде отчета и для развлечения гостей.
    Так вот, рассказываю про свой смешной опыт.

    Спроецировала на стену работу ван Гога «Звездную ночь» из компа через проектор, сама подошла к шк.доске, взяла цветные мелки и начала рисовать у них на глазах штрих-пунктирной линией.
    Ребятки оживились и все сделали.
    Моему удивлению не было предела.
    Я ведь тоже работала у них на глазах вместе с ними, только на доске. Вроде для них разрядкой было от тяжелых уроков.
    А в Ирландии я увидела всё то же самое. На всех предметах ученики рисуют понятия втетрадях, как дома, так и на уроке. Скажем, начали зучать испанский язык, рисуют символы Испании, на выбор,
    и, даже, в качестве дом.задания.
    Вот такие задания.

  8. Re: Браво!

    Все-таки, учить рисовать «под кого-то» — больше вреда, чем пользы. А как учить — не знаю. Думаю, что сначала надо что-то другое донести до детей, больше показывать и рассказывать, гулять на природе, может быть… Надо сначала подготовить нервную систему для тонког восприятия, а это в наше время только домашнее воспитание и обучение. Для восприятия мира, из которого может вырасти искусство (а может и не возникнуть, но будет нормальный человек) необходимо обострять восприятие, нужна «тонкая кожа», а воспитывается это или с этим рождаются (немногие) — тоже не знаю.
    А то, что сейчас эти книги не читают, от этого с ними(книгами) ничего не сделается, просто поколение будет упущено (уже )

  9. Re: Браво!

    А кто же сейчас их читает?

    Если в школе учитель кое-как сможет донести их авангардную манеру рисовать, то детям повезло.

    Хотя это трудное испытание для руки и глаз.

    Кстати, в эст.тетрадях по рисованию во всех классах, (предмет Kunst), полно упражнений под ван Гога и вовсе нет под Гогена.

  10. Приятно слышать. Бумажные книги у меня есть, но тираж исчезающе мал. А в сети кроме Кувалдина много еще в «Сетевой словесности»
    http://www.netslova.ru/markovich/
    Я был там до 2004 года.

  11. Re: Браво!

    Ван Гогу и Гогену помогает их биография. Оба были замечательными писателями к тому же, и умели рассказать о том, что делали.

  12. Браво!

    Моя дочка, не особо вздыхающая по искусству, вернулась из Франции в 5-й раз.
    Это было после окончания 12-го класса.
    Я обомлела.
    Она потратила деньги из своего крохотного бюджета, посетила музей Ван Гога и привезла фото. Как жешь её пробило на сей подвиг?

Обсуждение закрыто.