Если эта повесть вообще имеет какое-то общее значение, кроме того, что она — «личное автобиографическое исследование», то мне кажется важным в ней следующее:
В ней индивидуальная жизнь рассматривается с точки зрения теории катастроф, широко используемой для описания сложных физических и химических систем, в особенности так наз «открытых», а также в социологии, при рассмотрении событий, в которые вовлечены массы людей.
Применение к индивидуальной жизни, не количественное, конечно, но позволяет придти к качественным выводам, и даже предсказаниям, которые могут быть довольно точны. Но это видно «со стороны» — то есть, объективному исследователю чужой жизни, или самому субъекту, но по прошествии значительного времени (как это и было сделано) и важно, что уже после главных скачков, то есть, с другой стороны «складки» или «излома». Находясь же в центре хаоса, в преддверии катаклизма или переворота, даже качественное рассмотрение мало что дает из-за невозможности трезво оценить вес и значение огромного количества мелких параметров и отделить их от немногих важных. Поэтому самым точным вблизи критических точек жизни является чисто интуитивное решение, если оно стимулируется сильными чувствами, желаниями, притяжениями или отталкиваниями… А последующий самоанализ возможен на основании субъективных оценок «психологического веса» тех или иных движений(решений). Все это сильно напоминает «решение картины» — то есть, существует аналогия между написанием картины и «написанием жизни»…
……………………