По поводу небольшой выставки экспрессионистов в Перископе

http://www.periscope.ru/prs98_2/pr4/best/centr.htm

Двадцатый век изобразительного искусства: Испытание на прочность, исследование пределов и тупиков.

Неважно, как называют себя эти художники, и как их называют искусствоведы. Все они были заняты одним и тем же — попытками усилить Выразительность изображения. И для этого подвергли испытанию великую троицу изобразительного искусства — Цельность, Выразительность, Лаконичность. Ради Выразительности они освободили цвет, линию, форму друг от друга, и всех их — от того, что называли содержанием, или «литературой». В начале движения, конечно, импрессионисты, затем Ван Гог, который ясно говорил о «суггестивном действии», то есть, непосредственном влиянии на наши чувства цвета и линий. Матисс и Пикассо в своем движении к Выразительности остались в целом уравновешенными гениями. Особенно Матисс, но и бунтарь Пикассо, разглядывая абстракции Кандинского, пожимал плечами — «А где же здесь драма?..» имея в виду то, что с дальнейшим расчленением Триады начинается Нечувствительность — потеря живых связей, тех зрительных ассоциаций, движение по цепочке которых является главным в постижении любого художественного изображения… Экспрессионисты общее и весьма расплывчатое определение для всех них. Здесь и ранний Марке и движущийся к абстракции Кандинский, и многие другие. Как всегда, благодаря таланту, хождение по грани часто приносит удачу — здесь есть удивительные прорывы. Причем картины сохраняют Цельность, это главное условие Выразительности, просто раздвинуты относительные для каждого времени и культуры рамки и пределы. Но часты и поражения. Потеря живых ассоциаций с предметным миром, пренебрежение связями между формальными элементами изображения в конце концов ведет к внутреннему обеднению художественного образа. Тогда Художника ждет великое унижение: ему приходится объяснятьто, что при удаче в объяснении не нуждается. И художник, чувствуя недостаточность, неполноценность, внутреннюю несамостоятельность изображения, начинает подводить идейную «базу» под свое творение. Еще хуже, если Вещь с самого начала является Декларацией, иллюстрацией некоего умственного замысла, как например, «черный квадрат» Малевича.
Однако выяснение границ и пределов, ощупывание тупиков — полезное занятие. Оказывается изобразительное искусство на пределе, на границе своей упирается в нечто незыблемое — в физиологические способности нашего зрения, его особенности. Они изменяются гораздо медленней и трудней, чем Культура. Вход в пещеру и выход из нее — темное пятно и светлое пятно — остались главными приманками для глаза, и его возможности охватить разом и объединить видимый мир вполне ограничены. Если же нет объединения, начинается распад Цельности и потеря Выразительности.
Но не будем впадать в искусствоведческий раж, посмотрим красивые картинки. Обратите внимание на таблицу. Крупнейшие экспрессионисты умирали до сорока или жили очень долго. В чем загадка такого «расслоения», трудно сказать. Наверное, не в степенях таланта, скорей в человеческой прочности, которая тоже подвергается испытанию на путях раскрепощения цвета, линий и форм. Но это уже вне нашего исследования.

Зиновий Бернштейн(Д.М.). (это я писал, никакой, конечно, искусствовед)

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.