ИЗ ПИСЬМА В ИСЛАМАБАД

Вы пишете о «внеисторическом» сознании ребенка в повести «Следы у моря». Естественно, мне кажется, для ребенка, он еще вне истории, по своему развитию и взгляду на вещи. Другое дело, что взгляд этот часто оказывается зорче и интересней, чем у нас, сидящих в истории «по шейку». И еще вот что:
Оказывается, попасть в это ощущение времени и истории можно не только в детстве, но и в старости. Когда Вы «вышибаетесь» из истории. Если в детстве
ребенок «вне» по естественным причинам, то человек в старости, (вроде бы) обладая более широким кругозором, имея (вроде бы) шанс понять более общую картину, выходит за пределы «исторического» потому что не нужен обществу, со всем своим пониманием. Особенность нашего времени
в том, что оно поступает со стариками также, как поступали в доисторическом обществе — племя уходило, их оставляли умирать. Но теперь дело не столько в обузе, сколько в том, что обществу не нужно, и даже
раздражает само упоминание о связи времен: для «новых людей» и время — новое, а связи между
временами — в области музейно-исторической, а не в реальном времени. Связи только
мешают. 🙂
Что касается меня лично, тут ничего удивительного: я претерпел несколько скачков и смен «личных эпох», они вышибали меня из среды, к которой я (вроде бы) должен был принадлежать. Я не принадлежу ни к научной среде, ни к художественной, ни к литературной, оттого, наверное, легко возвращаюсь в среду своего детства или другого периода жизни — это моя единственная среда. Думаю, в той или иной степени это присуще всем стареющим людям. А общество, своей гонкой к новым целям и пренебрежением к старым ценностям, только усиливает индивидуальное одиночество. НО в это слово — одиночество — я не вкладываю особого драматизма, это естественное состояние человека: он умирает — один, как ни крути-верти 🙂
В этом мало того, что называют «интеллектуальной игрой», скорей экзистенциальное ощущение, оно глубже всякого рода умствований.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.