Единственное, что определяет художника. Я тут просмотрел в Фотодоме наверное тыщу натюрмортов, и нашел едва 5-6 удовлетворяющих этому вот требованию. Есть гламурные, они не в счет (вкус!), есть красивые по цвету, даже нередко, есть фактурные… — любые, но это все так себе вещи. Даже «пульсации света», распространяющегося по картине по круговому своему пути… даже этому можно маленько поднаучить, если обратить внимание чувствительного к свету человека… Хотя и здесь уже почти непреодолимые сложности, упираются в природную тупость и нечувствительность, но полпути все-таки пройти можно…
Но есть вот такая штука….
Не знаю, как другие, я называю ее «композиционным ИНСТИНКТОМ». Единственное, что позволяет сказать, что человек — художник, остальное — «семечки»: можно как-то научить, и будешь даже успешно (на людях) ковылять 🙂
О себе принципиально НЕ говорю — «мои тараканы», как теперь говорят. Говорю, по опыту своему.
Пределы у каждого в этом инстинкте, заданы они, наверное, генетически, сильно раздвинуть их не удается, хотя от времени года, погоды, психофизического состояния — смещаешься с одного края своего предела на другой, когда предельно резок, когда отчаянно туп. Могу только приблизительно говорить, способы проявления ЭТОГО — разные. Приведу только один пример — беспокойство, ощущение неустойчивости и неравновесия своего тела, когда смотришь на картинку, которая «НЕ УСТРОЕНА КАК НАДО». Конечно, полно способов и приемов это устройство симитировать, так наз. «обучение живописи» — но это банально-исхоженные ходы: речка вправо- речка влево, вертикаль-горизонталь… таким образом достигается, да, — «банальное равновесие», может даже некоторое мастерство, которое есть ремесло в квадрате и не более того, ну, может в кубе, и что с этого… Этим ремеслом вполне владеет большинство кинооператоров, кадры у них — не придерешься, будто маслом смазаны… Я не об имитации, а о настоящем.
Навскидку назову три вершины в этом ИНСТИНКТЕ — Рембрандт, Рубенс и великий Грек, они делали вещи, которые сознательным мастерством недостижимы — это инстинктивное построение новаторов. А всё остальное — в живописи — «семечки», я же говорю: можно научить и научиться. А вот инстинкт — чувство расположения пятен… Как состояния собственного тела в пространстве. Или по-другому, например, как звучащий ритм… или еще… В том-то и дело, что способы-проявления, симптомы — различны, а инстинкт — один.
И ничего с этим не поделать, есть-есть, нет — нет… И это не просто «черта живописца». Корни в гораздо большей глубине психофизического устройства, в инстинктивном отношении к равновесию тела в пространстве, к звучащим внутренним ритмам… Это вовсе не преимущество, иногда — болезненное состояние. Не зависит от образования- воспитания, иногда у очень простых и необразованных людей…
Вот такие, да, дела, такое мнение…
только мнение, хотя и многолетнее :-): 5 комментариев
Обсуждение закрыто.
Да, конечно, посмотрю обязательно. Люблю спокойное повествование, без этого модного драйва. Тошнит уже от него. Спасибо.
Учить иногда можно просто присутствием, визуально и т.д.
Глядя на картины- учишься,читая текст- учишься. Если ставишь вопросы и ищешь ответы. Ответы возникают самым неожид. образом иногда. Я не говорю о стандартных формах обучения. Пока что визуальные предпочитаю. Вобщем, тоже на трактат можно развить мысль.
Не, я учить не умею, терпения не хватает, да и навыков, ведь учить — это система нужна.
Кое-какие записи перетаскиваю к себе, иногда включаю в прозу, если форму нахожу, например, если будет желание, посмотрите повесть «Предчувствие беды», это про живопись.
http://www.periscope.ru/pb000.htm
Ну, в целом, мысль понятна.Согласна. Про мыслителя — да , и без текста заметно. Прям хоть в ученики к вам иди. Или ученицы? А вот ученицы в тексте никогда и не мелькали у художников…м-да. Не припоминаю.
А подобающие места — это где, простите?
Вы думаете, что стоит давать полный список гениев? 🙂
ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ, мне кажется, достаточно и этих трех. Особенно, если речь идет об очень сложных композиционных решениях, в этом отношении мало кто может сравниться с этими тремя. Я бы особо выделил Эль Греко и Рубенса, по части особого умения «вбить» в ограниченный прямоугольник черт знает сколько всего, например, сцену охоты где-то на африканском берегу (Рубенс) и многофигурные композиции у Грека.
Я же не трактат пишу 🙂 И вообще, эти мыслишки по ночам стараюсь потом стирать или переносить в более подобающие места, мой журнал здесь — только для картинок и небольших текстов, я все-таки небольшой мыслитель :-))
А Леонардо, Ван Гог, Микеланджело, Моне почему нет в списке? Без них никак, что вы.