Из «Записок художника»

Почти не читаю, лет десять, и теперь уже не боюсь признаться — не интересно стало. Причин много, но не роман же об этом писать. Но к некоторым именам есть интерес. В частности, все думал прочитать Веллера. Потому что с людьми одними и теми же пересекались в Таллинне, например, Боря Тух по кличке «тух-протух», товарищ детства моего брата Саши, покойного… Дед Туха лечил мне гланды, он травил их серебром азотнокислым…
И квартиру их, на остановке трамвайной в Кадриорге помню…
В общем, взял вчера повесть или роман Веллера о Довлатове, про ножик якобы, и почитал. Не всё осилил, но с интересом, то, что сумел одолеть. Умен, много знает, легко и напористо, живо пишет, все на месте. Но поразительно болтлив, это всегда вызывает во мне оторопь. Рассказчики! — оторопь и легкий шок. По-другому представляю себе писателя. Сочинитель. Каждое слово — новое, по крайней мере, в меру сил к этому стремится. Не получается — молчит…

***
Художник, писатель — не барыга, не коммивояжер — не должен приплясывать перед читателем, объяснять, что хотел сказать… предлагать себя, совать свою рожу во все дырки, рисоваться-тусоваться, предлагать планы спасения родины и все такое… жалко это выглядит, беспомощно… или нагло, самонадеянно… Если сделанные вещи хороши, то и через десять лет хороши, а если на сегодня сделано — дорога им на помойку.
Молодым людям с жаждой, как теперь говорят, «успешной» жизни… я бы не советовал соваться в эти туманные дела — продавайте лес, водку, нефть, играйте на бирже, делайте деньги из воздуха… все, что угодно…

***
Никто не убедит меня, что купить подешевле, а продать подороже — великое умение, знание или доблесть. Из моих одноклассников лучше всего это делают самые тупые. Чем больше человек умеет и может, тем меньше он, оказывается, нужен, а для многих даже опасен. Прикованные к телеге жизни таких только ненавидеть могут — получает удовольствие от своей работы, да еще платить ему за это!?.

***
Многие собственные картинки прочно забыты, а если случайно увидишь у кого-то на стене… удивляешься — что-то знакомое… Думаю, дело в цветовых предпочтениях, они неистребимы. И в отношении к свету. И есть особо глубокие пристрастия, я бы назвал их – «тепловые». Мне одна женщина-художница, в самом начале, что-то говорила, помню, про «теплохолодность»… Я не понял тогда, а потом сообразил — холодное терпеть не мог, особенно синие, и эти заборные зеленые тоже. Потом мне внушали неоднократно, что плохих цветов нет, есть плохие сочетания, но я не верил. Наверное, долго мерз в Прибалтике, хотелось погорячей…

***
Может, в сумерках все кошки и серы, но смотреть картинки в сумерках полезно — очень.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Из «Записок художника»: 5 комментариев

  1. Человеческое общество втащило в себя законы биологического мира, мы ведь оттуда родом.
    У зверей тоже есть зачатки альтруизма, самопожертвование — это необходимо для сохранения популяции, общности, семьи зверей. У нас двойственное положение — с одной стороны, несомненно, что лучшие качества, творчество, прогресс, с другой те же законы выживания сильного и предприимчивого. Мораль, высокие качества в перспективе, конечно, должны победить, если мы хотим выжить. Но пока что обществом управляют не самые лучшие, а то и вообще мерзость всякая. Но и им приходится заигрывать с лучшими, поскольку даже в своей грызне они не могут обходиться без людей с умом, высокими принципами и способностями к творчеству. Мне кажется, опасное промежуточное положение, мы промежуточный нестабильный вид

  2. Вот на этой точке я всегда и становлюсь в тупик. С одной стороны — «лучшие», с другой — «не способствуют». Мораль противоположна биологии, так получается?

  3. Примерно столько же понадобилось и мне 🙂
    Я думаю, причина коренится очень глубоко, в основах устройства любого общества людей при любом общественном строе. «Отбор приспособленных» никто не отменял, но во всем живом мире он, несмотря на жесткость и жестокость даже по отношению к конкретным особям, все-таки приводил в результате к улучшению, к совершенствованию видов. Сегодняшний отбор более-менее соответствовал завтрашним требованиям. В нашем обществе отбор происходит по правилам сегодняшнего дня, а требования завтрашнего могут быть совершенно иными. Я уж не говорю о том, что лучшие человеческие качества вообще не способствуют выживанию.

  4. «Чем больше человек умеет и может, тем меньше он, оказывается, нужен…» — потратил почти сорок лет жизни, чтобы это понять (смайл)

Обсуждение закрыто.