Мой учитель живописи говорил мне — «цвет должен быть такой, чтобы Вы затруднялись его назвать». Пока я энергично махал кистями, мне было не до этих тонкостей. Но я запоминал… А понемногу разбираться с цветом начал, когда моя живопись пошла на убыль, — прошла любовь к маслу, начал экономить цвет, и тогда соображать помаленьку… Но до идеала не долез…
Потом я понял для себя другую штуку — никого убеждать не стану: чем лучше изображение, тем трудней определить, как оно сделано. Нет, не в смысле настоящем — КАК ПОЛУЧИЛОСЬ ТАКОЕ, тут и говорить нечего, — а в прикладном плане ручной работы. Можно писать красивейшие акварели, про которые всегда ясно — акварели, а можно… легко сказать, да попробуй сделать… — намешать всякого, как только Тёрнер умел. Можно написать море как Айвазовский (не про нас с вами сказано) и даже пену потоньше, кружевней… а можно… уж точно не нам… наляпать волны, мошно, как Курбе умел, да-а-а…
Когда технология выдержана, верхняя планка определена, хотя может очень высоко висеть. Но лучше, если не определена… Как Мюнхаузен лез по лестнице, лез и лез… и это правильный конец, потому что нам все равно не увидеть, куда он залезет, смайл…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

: 4 комментария

  1. Куда-то мой ответ пропал, что-то с ЖЖ происходит…
    Конечно так. Но я только об одной стороне хорошести (или оч. плохой плохости) — причем чисто прикладной. Если методически правильно все делать, то планка может быть очень даже высока, это особо по акварелям видно, но Тёрнер, который творил просто в луже грязи, все равно выше. Но это не значит, что каждому дано безнаказанно грязнить, смайл… Самые лучшие работы всегда где-то на грани вкуса (современности, скажем). Воспитание много значит — например, я легко воспринимаю Пикассо, и со скрипом цвет у Шагала, но это уже не их проблемы, смайл…
    А более-менее интересные определения и оценки получаются обычно у нескольких людей из тысяч или миллионов. Так, например, Рильке о Сезанне, или Яков Тугенхольд — о Дега (Дегазе, как тогда писали)

  2. спасибо, но

    Можно бы поточней, да ночь на дворе, так что завтра отредактирую.

Обсуждение закрыто.