временное, моментальный ответ на письмо

Интересные слова услышал в передаче «культурная революция». Ведущий говорит, что БЫЛИ в России интеллигенты, а теперь «интеллектуальная элита» — и СЛАВА БОГУ. И все молча согласились, во всяком случае, приняли как случившееся, никто не возразил. Вообще — интеллектуальная элита — с моей точки зрения — это не больше, чем образованные люди. Ни высокого искусства, ни вершин науки достичь не могут, потому что ТЕ достижения делаются чуть-чуть 🙂 другими усилиями…
……………
из романа «Вис виталис»

Аркадий вышел на балкон. Радостная весть освежила его и пробудила силу сопротивления — «пусть я старая кляча, но не сдамся». Он любил свой балкон. Как кавалер ордена политкаторжан, реабилитированный ветеран, он имел на него непререкаемое право, также как на бесплатную похлебку и безбилетный проезд в транспорте. Поскольку транспорта в городе не было, то оставались два блага. Похлебки он стыдился, брал сухим пайком, приходил за талонами в безлюдное время. А балкон — это тебе не похлебка, бери выше! С высоты холма и трех этажей ему были видны темные леса на горизонте, пышные поляны за рекой, и он радовался, что людей в округе мало, в крайнем случае можно будет податься в лес, окопаться там, кормиться кореньями, ягодами, грибами…
Сейчас он должен был найти идею. Он рассчитывал заняться этим с утра, но неприятности выбили его из колеи. Опыты зашли в тупик, все мелкие ходы были исхожены, тривиальные уловки не привели к успеху, ответа все нет и нет. Осталось только разбежаться и прыгнуть по наитию, опустив поводья, дать себе волю, не слушая разумных гнусавых голосков, которые по проторенной колее подвели его к краю трясины и советовали теперь ступать осторожней, двигаться, исключая одну возможность за другой, шаг за шагом…
Он понимал, что его ждет, если останется топтаться на твердой почве — полное поражение и паралич; здесь, под фонарем не осталось ничего свежего, интересного, в кругу привычных понятий он крутится, как белка в колесе. И он, сосредоточившись, ждал, старательно надавливая на себя со всех сторон: незаметными движениями подвигая вверх диафрагму, выпячивая грудь, шевеля губами, поднимая и опуская брови, сплетая и расплетая узловатые пальцы… в голове проносились цифры и схемы, ему было душно, тошно, муторно, тянуло под ложечкой от нетерпения, ноги сами выбивали чечетку, во рту собиралась вязкая слюна, как у художника, берущего цвет… Конечно, в нем происходили и другие, гораздо более сложные движения, но как о них расскажешь, если за ними безрезультатно охотится вся передовая мысль.
Аркадий сплюнул вниз, прочистил горло деликатным хмыканьем, он боялся помешать соседям. Рядом пролетела, тяжело взмахивая крылом, ворона, разыгрывающая неуклюжесть при виртуозности полета. За вороной пролетела галка, воздух дрогнул и снова успокоился, а идея все не шла. Он все в себя заложил, зарядился всеми знаниями для решения — и в напряжении застыл. Факты покорно лежали перед ним, он разгладил все противоречия, как морщины, а тайна оставалась: источник движения ускользал от него. Он видел, как зацеплены все шестеренки, а пружинки обнаружить не мог. Нужно было что-то придумать, обнажить причину, так поставить вопрос, чтобы стал неизбежным ответ. Не просто вычислить, или вывести по формуле, или путями логики, а догадаться, вот именно — догадаться он должен был, а он по привычке покорно льнул к фактам, надеясь — вывезут, найдется еще одна маленькая деталь, еще одна буква в неизвестном слове, и потребуется уже не прыжок с отрывом от земли, а обычный шаг.
Мысль его металась в лабиринте, наталкиваясь на тупики, он занимался перебором возможностей, отвергая одну за другой… ему не хватало то ли воздуха для глубокого вдоха, то ли пространства для разбега… или взгляда сверху на все хитросплетения, чтобы обнаружить ясный и простой выход. Он сам не знал точно, что ему нужно.
Стрелки распечатали второй круг. Возникла тупая тяжесть в висках, раздражение под ложечкой сменилось неприятным давлением, потянуло ко сну. Творчество, похоже, отменялось. Он постарается забыть неудачу за энергичными упражнениями с пробирками и колбами, совершая тысячу первый небольшой осторожный ход. Но осадок останется — еще раз не получилось, не пришло!

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

временное, моментальный ответ на письмо: 6 комментариев

  1. Re: только мнение, конечно

    Конечно, непобедимо. Также, как добро, культура, искусство, мораль, порядочность…
    А государства, того типа, что сейчас, не вечны. Самая подходящая форма существования людей — то, с чего все начиналось, то есть, общинный строй. Только принципы построения общины будут иные, и достижения цивилизации будут в меру использованы. Культурная община. Все знают всех, то есть, не более 2-3 тысяч человек. Техника позволит создавать миниатюрные высокотехнологические производства. Но таких скоплений людей, как сейчас, думаю, не будет. Альтернатива — полное вымирание. Время исполнения 1-2 тысячи лет.

  2. Re: Вы, ув.Дан, как учёный био-химик, что скажете?

    Посмотрите, как селекция тонко может быть произведена?!
    И не надо, как в Аушвице, с 4 мллн.убитых.
    Вовремя, по-тихому, по согласию-порсьбе вождя племени, помочь.
    Подать чашку с цикутой широко, по-Голливудски улыбаясь, истощенным людям.

  3. Re: только мнение

    Вы, уважаемый Дан, как всегда всё разложили по полочкам. Россия спасётся в который раз благодаря численности людей.
    И всё же.
    Россия, бывшие республики-друзья, а ныне полу враги, бросились под ноги Троянскому коню — халявной помощи.
    Слаб простой человек, а чиновники-хапуги ещё циничнее ведут себя.
    Если вы следите за событиями в бывшей kodumaa, здесь происходит самый настоящий геноцид русских во всех пластах.
    И кто этим занимается? Вы понимаете, что это государственная политика, то есть зло непобедимо?

  4. Re: Вы, ув.Дан, как учёный био-химик, что скажете?

    Билл Гейтц способный человек, гениальный коммерсант, но глупый. К науке его выдумки отношения не имеют. Можно ли сделать такую вакцину? — наверное, можно. К чему это приведет — к еще одному оружию, это реально. Такова наука — можно создавать вакцину против рака, но тут же можно создавать и такие штуки, это уже вне сферы науки.

  5. Re: только мнение

    С наукой ничего не приключилось, она в полном порядке, и успешно развивается. Я не затрагиваю моральных аспектов, то есть, применения достижений науки, с этим всегда сложно. Но с наукой ничего страшного, уверяю Вас. Случилось с Россией. Она теряет свой потенциал в фундаментальной науке, можно сказать, что потери уже невосполнимы. Она потеряла свою творческую интеллигенцию, а «интеллектуальная элита» способна только на разработки.
    Для науки это ничто, она всемирна, обойдет Россию и забудет. Но без своего высокого творческого потенциала, который был даже в годы страшных репрессий, Россия становится третьеразрядной державой, с которой будут считаться от нужды и от страха… пока не найдут замену ее нефти и газу, и пока мировая электроника не найдет способы останавливать ракеты налету. Небольшие шансы были, деньги были, но все профукано и разворовано, и остается на прежнем полупещерном уровне. Выхода не вижу, далее последует распад страны, уход окраин в сторону США, Европы, Китая, Японии… Дай Бог, чтобы бескровный и медленный процесс был. К моему счастью, я не доживу до этого времени.

Обсуждение закрыто.