одно мимолетное впечатление от современной прозы

Очень живые художественные описания, многостраничные, это что такое? Села, встала, съела, пришел-ушел, занавески задвинули, открыли, постелили, легли — и все это здорово написано! События непрестанные, небольшие, даже с тонкостями психологическими, всё — с тонкостями, а как же! Рассуждаем от Сократа до наших дней!
Но ощущение мелочной какой-то жизни, и вот она вся такая — да?..
Какого черта об этом писать?
Просто потому что «это и есть жисть», да? И читателю интересно, потому что на него похоже всё, да?
Много такого, такая лит-ра — умелая, профессиональная, художественная, и говорит нам — вот она жизнь, это вот мелкое копошение и есть главное! Вранье, художественное вранье, художественный понос и только.
ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Это писать — лучше не писать.
Это я и так знаю и вижу вокруг себя. А то, что интересно — моментами, крупицами…
Никогда не любил идейную совлитературу, но эту… пуще того не люблю. Вы мне хоть миллион раз говорите — «это и есть жисть» — не поверю. Это реальность, а реальность — еще не жизнь. Это пыль, поверхностный слой, неглубокий слепок. А как написать Жизнь — особые моменты, повороты, резкие обстоятельства — и настоящие решения? Вот это интересно, и это сложно, потому что требует больших нервов, отдай часть жизни, да?.. И не везде, не каждый день происходит, а некоторым всю жизнь живи — так и не будет…
……………………………
Я Вам больше скажу, мысль совершенно непопулярную — литература должна быть ИДЕЙНОЙ. Но по особому идейной… Ничего в голову не приходит, разве что один рассказец, зато у Фолкнера — про собаку охотника. Когда все силы и средства не заиграны и не растасканы по мелочам да по кухням — а брошены на один образ, на одно СОСТОЯНИЕ. Тогда «кухня» отступит

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

одно мимолетное впечатление от современной прозы: 14 комментариев

  1. Я говорил о пишущих сегодня, иногда смотрю.
    «А как Вам…» — это Вы к кому-нибудь другому… :-))
    Должно быть отношение. Тогда оно появляется и у читателя. В этом смысле я за «идейную» литературу, я говорю о сильных чувствах, которые не заменить ни тонкими наблюдениями, ни разумными соображениями. С детства со мной 5-6 книг, остальные — могу вспомнить, сделав усилие. То, что встраивается в нашу «структуру», постоянно с нами, не требует усилий воспоминания. Таких книг немного, хотя умных и тонких куда больше.

  2. всё-таки лучше было бы понимать кого вы имеете ввиду. есть ещё всякие тонкие наблюдения, Чехов… Как Вам Чехов?

  3. Насчет зверей разные мнения есть, но я думаю, что и они бессмертны, так что есть шанс попасть в звериный рай:) Не думаю, что Бог так жесток, что навечно сошлет нас туда, куда нам совсем не хочется, у Бога обителей много. Я вот знаю таких праведников, никаких грехов не отыщешь, но почему-то тоже не хочу с ними в одно место попасть:) А тело-то будет у нас, как же, обязательно, только другое какое-то, я не очень знаю, наверное, как у Адама Евы было, которое они испортили, дурни такие, и все из-за них кувырком пошло. Починили нас как могли, а мы еще обижаемся, все нам не так и не ладно:) А мог бы и просто в комочек глины скатать и заново сделать:)

  4. Вы же знаете, я не верю в сюрпризы, и готовлю себя к тому, что «совсем ничего» 🙂
    Чем дольше живу, тем меньше люблю людей, и больше привязываюсь к зверям… Попасть куда-то, где снова люди, к тому же бестелесные… не-ет, не хочется… Все-таки, в телах была какая-то прелесть… 🙂 А вот в мир, населенный зверями, я бы попасть хотел.

  5. Нет, вам рано еще помирать, не торопитесь:) Я наверное крамолу скажу, но думаю, у самого Бога еще меньше надежды на наше исправление. Может это еще и большая крамола, но я думаю, Он любит нас и такими. Чего и нам желает по отношению друг к другу:) Я смерти не боюсь, но все равно не хочу:) Я тут привыкла, а там все заново, ко всему привыкать. Тут-то еще толком понять ничего не успела,и уже собирайся:) Думаю всех нас, и верующих и неверующих, ждет там большой сюрприз. Но в любом случае это лучше чем совсем ничего:)

  6. О, такой высокий комплимент… Значит ли это, что я могу спокойно умереть? Почему-то спокойствия все нет и нет, все-таки боюсь смерти… 🙂 Мой коллега, прекрасный писатель Николай Боков надеется на Господа, значит веры в «исправление людей» и у него маловато… 🙁

  7. Да вы вполне способны сдвинуть:) Я совсем не зря провела новогоднюю ночь за чтением Анта. Я так привыкла к своему теперешнему взгляду на мир, да и вряд ли он радикально изменится, но увидеть мир другими глазами — это все же что-то меняет, сдвигает.

  8. Да, именно — сказать нечего.
    Будут ли еще книги, способные перевернуть жизнь? При современном отношении к литературе и жизни — сомнительно. Но это отношение терпит крах, вместе со всей современной цивилизацией. Современная литература — в основном умные и довольно холодные рассуждения-наблюдения. Авангард вообще замещает все непосредственное умными «придумками». При этом «техника» во всех областях выросла, но это бесполезное дело, игра.
    Написать книжку, способную хотя бы сдвинуть с места (не перевернуть даже, а сдвинуть) — можно было бы спокойно умереть.

  9. А через неделю я уже не помню, о чем читала:) И это не только склероз. Потому что все красиво написано, остроумно, точно подмечено, жизненно, узнаваемо, но ни о чем и ни о ком, души не вложено, сказать нечего, ничего не болит и от укуса моли не проступает кровь на рукаве. А ведь есть книги, которые способны жизнь перевернуть. Были во всяком случае. Неужто не будет больше?

  10. В общем, я думаю, должно быть очень сильное заинтересованное отношение, драма, житейский катаклизм, переломный в жизни момент, история, потрясшая до глубины… а иначе — зачем писать? Иначе самое художественное перечисление деталей через страницу начинает раздражать, а через две вы уже не понимаете, о чем это, и для чего написано…

  11. Фолкнер да, он полная противоположность всей это легковесной трепотне о себе любимом. Я его всю жизнь перечитываю. Какие у него ЛЮДИ! Цельнокроенные. Столп и утверждение.

  12. Больше женщины, да, но есть и мужики, которые из этого «стиль» делают.
    Я Вам больше скажу, мысль совершенно непопулярную — литература должна быть ИДЕЙНОЙ. Но по особому идейной… Ничего в голову не приходит, разве что один рассказец, зато у Фолкнера — про собаку охотника. Когда все силы и средства не заиграны и не растасканы по мелочам да по кухням — а брошены на один образ, на одно СОСТОЯНИЕ. Тогда «кухня» отступит 🙂

  13. Это женщины так пишут. Пока я их в ЖЖ читала — ничего, складно, стиль, хоть и у всех одинаковый почти, но есть. А скачала книжку, начала читать именно как книгу — и не смогла, только раздражение испытала. Как будто тебе предложили горсть семечек, на, полузгай от скуки. Ну пиши себе в ЖЖ с какой ноги ты встала и какие трусики купила. Я сама такое пишу с удовольствием:) Зачем же это издавать и выдавать за литературу? Хотя нет, и мужчины есть такие тоже, попадались.

Обсуждение закрыто.