По этажам за кошкой и натюрмортами


………………
Вчера в поисках одной знакомой кошки я поднялся на лифте до девятого этажа, последнего в доме, и, спускаясь по лестнице, на каждом этаже заглядывал за шахту лифта — там неширокое пространство, труба мусоропровода — и окно. На двух окнах из девяти обнаружил готовые натюрморты, уже «поставленные» бомжами, которые здесь ночуют, а днем их, конечно, не было. Два года тому назад я начал фотонатюрморты с идеи, что все вокруг нас или многое уже «поставлено», надо только выбрать точку зрения, или угол, ракурс… Оказалось, не совсем так, в жизни признаки художественной гармонии встречаются не часто, а если и встречаются, то им мешают задние планы и вся среда, которую не так просто исключить из поля зрения, если у тебя в руках оптический прибор. Художник это делает самовольно, он куда свободней: если пишет с натуры, ненужные вещи просто не хочет видеть, а если пишет по воображению, то вообще проблемы нет.
Я поступал как художник — выбирал «подходящие» по моему чувству вещи, и ставил их так, как мне было удобней, как считал нужным и красивым — интересным. Чтобы между ними происходил интересный разговор, скажем так. Фотографировал, как начальный набросок или эскиз делает художник… потом обрабатывал изображение, используя в основном Фотошоп. Но не механически применяя фильтры, а выделяя отдельные участки изображения, меняя их освещенность и цвет… Наконец, используя инструменты типа пера, «пририсовывая» на экране все, что считал необходимым. Но это отдельная тема…
Возвратов не бывает, но… я убедился, что иногда готовые «постановки» случаются в жизни. Идешь — и наталкиваешься на натюрморт, остается только его заметить. Чаще это бывает, когда вещи разбрасывает сама природа, ветер, например. Или оставляют люди, не озабоченные своими представлениями о красоте.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

По этажам за кошкой и натюрмортами: 11 комментариев

  1. Устроил из нашей прежней квартиры святилище: увешал все стены фотками, где мы вдвоем, рамки для фоток раскрасил собственной кровью, а перед ними поставил свечи, только вместо подсвечников взял мои старые туфли, которые я там оставила.

  2. Мне кажется, в какой-то момент это перестает быть важным. Бабушка, владелица чайницы, меня никогда не любила к примеру:) И я не любила к ней ходить. Но сами вещи, следы исчезнувшей жизни, становятся для меня соучастниками тайны исчезновения, притягивают:) Может быть правильно поступали племена, которые хоронили вещи вместе с владельцами. Очень беспокойные мысли вызывают эти оставшиеся вещи.
    А вещи живых людей, просто исчезнувших из моей жизни, хранить не хочется. Стараюсь выбросить все до последней нитки.

  3. Всю жизнь избавлялся от таких вещей без всякого сожаления :-))

  4. Представьте, что окружающие меня вещи созданы не людьми, которые обожают меня, подробно изучают мои привычки, умоляют меня уделить им внимание и, без сомнения, хотят от меня денег.

  5. Я люблю старые вещи, не старинные антикварные, а просто старые, послужившие, на которых жизнь и хозяева оставили свои следы. Старая вазочка, у которой отбился край, и я так горевала, и надеялась склеить. Теперь она мне не нужна совсем по прямому назначению, и ценности в ней никакой, только память о моем полудетском еще горе — вазочка разбилась. Или та чайница, двойняшка вашей, баба Гута из нее мне чай заваривала еще в детстве, и эта чайница мне казалась драгоценной, и несбыточной мечта ей обладать. Вот, завладела, хоть какие-то мечты сбываются:) И чужие вещи, даже самые простые, разговаривают:)

  6. А я вижу, что удивительно, бывает, везет людям, далеким от искусства — они не думая о высоких материях, о художественности окружения, а только об очень простых вещах, ИНОГДА самопроизвольно и спонтанно «выдают» интересные вещи. Для любителей гламура бутылка пива, лампочка, окурки и грязный стакан абсолютно непригодны для «красот», им подавай мытые фрукты, хрусталь, старину, а если грязь и запустение, то вполне декоративные. Но в старых и ненужных вещах своя прелесть имеется — они свободны, уже никому не служат, доживают век молчаливо, в своих углах. Мне это что-то постоянно напоминает из нашей жизни…

  7. Мне изображение сказало о тех, кто пил из этого стакана, кто вывернул лампочку, кто тут курил, тома не напишу, но очень хорошо их чувствую и почти вижу:)

  8. Когда я говорил о «неопределимости», то имел в виду только то, что сказал 🙂 Видите ли, загадочность, таинственность это все-таки нечто «литературное», на мой взгляд. В изо- это или САМО получается за счет совокупности пятен, или навязывается приемами, в послед. случае говорят о профессионализме. Когда человек начинает то ли изображение, то ли книгу, он не думает о приеме, тогда есть шанс, что получится 🙂 Только мое мнение (имхо)

  9. Да, конечно новое — и другое.В языковой(смысловой) среде это значение сильно уточняется контекстом. В изобразительной среде — трудней об этом всем говорить, потому что «контекст» по иному определяется, и по иному воспринимается. При восприятии текста(стакан, вода) с контекстом(вся среда), при всем разнообразии влияния, восприятий, чувств и оценок… все равно всё гораздо более определимо, и область рассмотрения куда более четко очерчена. О чем говорит изображение — можно написать тома, и ничего не сказать, поскольку — в иной плоскости, в другом пространстве. Автор изображения (фиксирующий в данном случае) гораздо меньше «смыслового» контекста подсовывает зрителю, потому что сам этим не занимается — и НЕ ЗНАЕТ. Боюсь, что дальше дебри… :-))

Обсуждение закрыто.