….
Эту картонку я возил с собой всю жизнь, с тех пор как уехал из родительского дома, в 16 лет. Я поехал учиться, и положил ее на дно чемодана, он был мягкий, и картонка укрепляла дно. Так она и лежала на дне чемодана, пока я жил в общежитии в Тарту, а чемодан лежал под кроватью. В нем было несколько книг и кое-какие вещички. Потом я переехал из Тарту в Лениград, и картонка со мной, в том же чемодане. Через четыре года я перебрался вглубь России, под Москву. Снова меня поселили в общежитии, но уже дали отдельную 6-метровую комнатку в четырехкомнатной квартире. Чемодан лежал под кроватью, и моя картонка в нем. Я знал, на ней что-то нарисовано. Давно знал.
В нашем таллинском доме в подвале была своя котельная, рядом в комнате жила дворничиха, эстонка, у нее сын, рыжий мальчик моих лет. Во время оккупации эта женщина жила с немцем, и вот получился такой парень. Я где-то писал о нем, в рассказе. Потом дом подсоединили к общей котельной, подвал освободили для кладовок, а дворничихе дали квартиру. С тех пор ее комната, с большим окном, широким подоконником на уровне земли, пустовала. Местами пол провалился, помню. У потолка широкое вентиляционное отверстие, и оно было забито вот этой картонкой. Когда комнату освобождали, картонку сорвали и выбросили в подвальный коридорчик. Там ее нашла моя бабушка. Она была женщиной практичной, и принесла картонку домой. Неплохая подставка для кастрюль, чистой стороной наверх, конечно. Полустершийся рисунок на другой стороне никого не интересовал.
Вот эту картонку я и взял с собой, когда уезжал из родительского дома, в 16 лет. Начались мои странствия с ней…
Прошло много лет, мой чемоданчик развалился, даже замки отвалились, и мне пришлось купить новый. Чемоданчик попросил у меня сосед — пригодится для инструмента, а картонка ему была не нужна. Я вытащил картонку и положил на стол, теперь на ней стоял электрический чайник.
Как-то совершенно от нечего делать я перевернул картонку и посмотрел, наконец, что же на ней нарисовано. Трудно было разобрать. ЗАмок какой-то на горе, что ли… Ну, почти ничего не видно!.. Я повернул картинку лицом к столу и снова поставил на нее чайник.
Прошло еще лет десять, я занимался наукой, постепенно она мне надоедала… Казалось бы, хорошо, когда у человека все понемногу получается. Но иногда это беда, он главного выбрать не может. Бывают люди, которым это все равно, весело и просто жить. А другим хочется чего-то определенного, чтобы силы приложить. И он, бедняга, мучается, не знает, что же выбрать…
Как-то ко мне приехал приятель Женя, сейчас он живет в Италии. Привез с собой будущую жену, и еще одну девушку, художницу. Художница заметила, на картонке что-то написано. Давайте, говорит, покажу своему учителю. А ее учитель был известный в Москве диссидент-художник, он в то время собирался уезжать в Париж. Он только глянул на картонку, и говорит — «дай мне!» Но она не могла отдать, картонка-то моя. «Похоже немецкая школа… — он говорит, — рисунок вроде неплохой… был… Откуда эта вещь?»
Больше нечего сказать. Картонка вернулась ко мне уже картиной. Она больше не была подставкой, висела на двух гвоздиках на стене.
А потом я сам начал рисовать. Объяснить это невозможно, нужно всю жизнь пересказать, а мне больше не хочется. Да что рассказать, предложи заново прожить – отказался бы. Жизнь почти непосильная ноша для человека, если хоть сколько-то ума и совести есть…
Так вот, рисовать… Сначала только о своей живописи думал, потом начал приглядываться к чужой, иногда ездил в Москву, заходил в Пушкинский музей. Приезжал оттуда, полночи рисовал… Пил чай и смотрел на картинку на стене. А она — на меня, и, думаю, ничего хорошего во мне не видела…
Постепенно что-то происходило — со мной, с моей живописью, со взглядом на картину, пережившую почти триста лет… Она молча смотрела на меня, картонка на дне чемодана, подставка для чайника… Картон ручной работы, грубый, прочный, и она выжила. Хотя сильно изменилась. Что бы она думала, если б умела? Что ей еще повезло, тысячи ее подруг погибли… а она вот жива, и смотрит на совсем другую жизнь? Или ненавидит меня, за тот чемодан, за чайник?.. А до меня что было?.. Когда я только начал жить, картина уже прожила века. Может, сначала неплохо жила, кто знает… Пережила не одну войну… Потом висела, уткнувшись лицом в трубу вентилятора… Потом — в чемодане, потом подставкой… И вот, наконец, я начал что-то понимать в ней. Она выжила, и переживет меня. Должна пережить. Тут уж я обязан ей… Неясно сказано, но слишком долго объяснять. Для этого нужно писать роман, а кто теперь читает романы?
Есть вещи, которые слишком долго, трудно и даже мучительно объяснять. И главное, чем точней и подробней, тем бесполезней рассказ.
ОДНА НЕЛОВКАЯ ИСТОРИЯ: 4 комментария
Обсуждение закрыто.
«Казалось бы, хорошо, когда у человека все понемногу получается. Но иногда это беда, он главного выбрать не может.» — Как точно, спасибо Вам!
Да, я помню — вы про неё писали.
Я тогда ужаснулась.
Хорошая оч. картина.
Картины часто погибают, да. А иногда до этого долго стоят за дверью или в чулане. У меня так было несколько раз, причем два раза я дарил людям, вызывающим доверие. У одного жена оказалась против, чтобы картинка висела, и она стояла в чулане, взять ее обратно я не мог, и это было ужасно, лучше бы я не знал. А второй раз я подарил картинку хорошему фотографу, не буду его называть. Он развелся, потерял квартиру, и картинка пылилась на работе в углу. А потом у него наладилась жизнь, но он стал верующим, дом у него теперь забит иконами, и он сказал, что рядом с иконами повесить не может. Тогда уж я взял картинку обратно, он молча отдал.
Ее не было у меня пятнадцать лет, и она вернулась.
http://www.periscope.ru/okna/headweb.jpg
Да.
Так всё и есть.
А у меня однажды было: картину мою нечаянно ободрали, а я на себе физическую боль почувствовала.