Жизнь все больше напоминает мне (оч грубая аналогия, оччень!) интеграл по замкнутому контуру. А потом я спорю с самим собой, убеждаю, что нет! скорей она напоминает цикл Карно, который, придя в ту же точку, все-таки совершает, совершил работу!!!
А в третий момент уже спокойно, без объяснений и оправданий, думаю — «ну, и черт с ним…»
…………………
Конечно, без любви и привязанности тяжко… но чтобы выжить нужны не высокие материи, а что-то очень простое. Так меня учили с детства, и даже перестарались. Если б я был посмелей… А я жил по своим несложным правилам, глубоких истин не искал, усердно чинил потрепанную кожу знаменитостей, боролся с чужими складками и морщинами… гонялся за картинами… Помимо интереса и понимания, в этом деле приземленные правила важны, денежные хитрости, связи, а как же… Во всем этом варился годами… Оглянулся несколько лет тому назад, вижу, заброшен в современность из далекого прошлого, и, можно сказать, обречен — слишком быстро изменился климат жизни, этого и мамонты не выдержали бы… Отношение к культуре, камень преткновения: она для людей моего круга не забава, не десерт, к чему склоняется сегодняшнее поколение, а самая глубокая реальность.
Потерял почву под ногами, это подкосило меня.
Как-то сидел в своем кресле перед осенним небом… прошлой осенью, да… Жизнь катилась в холод и темноту… И я подумал, не хватит ли… стоит ли ждать боли и маразма?.. На глубокие истины не претендую, но в общих чертах понял, как все устроено, чего ждать от себя, от людей, от всего живого мира, с которым связан… Тем более, как медик, имею все возможности безболезненно удалиться. Бога не боюсь, готов распорядиться собой, как сочту нужным…
***
Нет, кое-какой интерес еще остался, и главное, привязанность к искусству… без нее, наверное, не выжил бы… Спокойные домашние вечера, рассматривание изображений… это немало… Да и надежда еще есть — через глухоту и пустоту протянуть руку будущим разумным существам, не отравленным нынешней барахолкой. Как по-другому назовешь то, что процветает в мире — блошиный рынок, барахолка… А вот придут ли те, кто захочет оглянуться, соединить разорванные нити?..
Я не люблю выкрики, споры, высокомерие якобы «новых», болтовню о школах и направлениях, хлеб искусствоведов… Но если разобраться, имею свои пристрастия. Мое собрание сложилось постепенно и незаметно, строилось как бы изнутри меня, я искал все, что вызывало во мне сильный и моментальный ответ, собирал то, что тревожит, будоражит, и тут же входит в жизнь. Словно свою дорогую вещь находишь среди чужого хлама. Неважно, что послужило поводом для изображения — сюжет, детали отступают, с ними отходят на задний план красоты цвета, фактура, композиционные изыски… Что же остается? Мне важно, чтобы в картинах с особой силой было выражено внутреннее состояние художника. Не мимолетное впечатление импрессионизма, а чувство устойчивое и долговременное, его-то я и называю Состоянием. Остановленный момент внутреннего переживания. В сущности, сама жизнь мне кажется перетеканием в ряду внутренних состояний. Картинки позволяют пройтись по собственным следам, и я с все чаще ухожу к себе, в тишине смотрю простые изображения, старые рисунки…
Отталкиваясь от них, я начинаю плыть по цепочкам своих воспоминаний.
Живопись Состояний моя страсть. Цепь перетекающих состояний — моя жизнь.
И еще
Очень важно, что есть такие люди, и сейчас, мне кажется, это особенно важно, потому что почти утеряна связь времен, непрерывность в культуре.
И то, что Вы слышите ее, и уважаете, это дает надежду на будущее.
Приятно слышать это. Спасибо.
Совершенно с вами согласна в отношении картин да и не только. У меня есть хорошая знакомая, не побоюсь этого слова — Великий человек. В нашем мире все относительно и пророй мы возвеличиваем людей совершенно не стоящих и плоских, эта женщина — совсем другое. Ее зовут Елена Ивановна и ей за 80, она перенесла инсульт и вновь училась говорить, при том, что она сама преподаватель и можете себе представить какаво ей осознавать то, что она забывает элементарные слова и не может выразить торчно свои мысли. Но жажда жизни в этом человеке достойна памятников. Она никому не говорит, когда у нее день рождение, чтобы те НЕ ЧУВСТВОВАЛИ себя ОБЯЗАННЫМИ ей звонить или делать подарки. Она никогда не запирает дверь на замок, хоть и довольно обеспеченна и в нашем страшном мире еще есть нехорошие люди. Она бесконечно добра и интеллигентна. Она просит не желать ей здоровья, т.к. знает, что его уже не будет. Она дарит радость общения всем к ней обратившимся и еще говорит, что будет думать о вос и желать вам удачи… Так что живите и для себя и для окружающих, а они найдуться, если вы захотите им что-то подарить от чистого сердца, не требуя ответного жеста. И еще она также считает, что в этом мире главное то, что мы испытываем и то что мы дарим и вкладаваем в созидание.
Повесть «Предчувствие беды»
http://www.litera.ru/slova/markovich/beda.html
Ага.