Когда я служил науке, а я с восторгом и обожанием ей служил, как бывает, относится глубоко любящий муж к красотке-стерве жене… На втором этаже Института биофизики тогда АН СССР у меня было две комнатки, 40 м и 20 м, и в них размещалась группа, которой я руководил, и еще Боря Гольдштейн, теоретик, которым я не руководил, потому что экспериментатором был, мы друг друга уважали. А когда в 1986 году я уходил из этих двух комнат, в которых массу крови и нервов оставил, все-таки двадцать лет служения… В углу на стене под потолком расписался, и даты 1966-1986гг. Так мне хотелось. Я тогда много рисовал, но этим жить, конечно, не мог, так что просто уходил в никуда. Мне немного помогли мои коллеги, своим покорным молчанием и страхом перед партией… но выставить меня тогда было не сложно, в КГБ лежали вызовы из Израиля, а меня даже в Венгрию по работе не отпускали… Но я не об этом хотел сказать.
Напротив, по коридору и наискосок была другая лаборатория, там руководил исследованиями кристаллов некто Мнюх, опытный ученый лет сорока, но явно ущемленный и самолюбивый, мучающий своих сотрудников ничтожными попреками. Но он ничего не значил, лабораторией на самом деле руководил приезжающий иногда из Москвы А.И.Китайгородский, действительно крупный кристаллограф-физик, как человек он был довольно неприятный тип, но опять-таки, не в этом дело, слушать его лекции было очень полезно, он прекрасно говорил и много знал. И в этой лаборатории я увидел удивительное явление — под микроскопом: внутри одного кристалла рос другой, совершенно иной структуры, старый кристалл понемногу разрушался, отдавая свой материал новому, вот такое дело, да. Я тогда знал более простое явление, потому что много занимался перекристаллизацией солей, для чистоты, продажные соли для наших работ не годились. Я делал концентрированный раствор, нагревал, потом охлаждал, и выпадали чистые кристаллы, они возникали из ничего, кружились в чистом прозрачном растворе, явление, которое поражало моего героя Аркадия в романе «Вис виталис», и расстраивало одновременно – не то кристаллизовалось, не то!..
А почему я это вспомнил?.. Да, вот странно, в связи с современными событиями в стране Россия и в стране Украина. «До основания, а затем…», да? И вспомнил, как внутри одной структуры может безболезненно и тихо рождаться новая, это физика, а как в социологии, часто ли бывает так? Ничего не понимаю в социологии, в политике, одни благие пожелания, и в своих-то картинках и текстах с большими трудами продвигаюсь… Но как бы хотелось видеть рождение нового кристалла внутри старого, а вам?