Два парня, будущие гении, их звали Ван Гог и Поль Гоген, что-то не поделили. Мнения зрителей, наблюдающих эту историю, разделились — одни за Вана, другие Поля поддерживают. Вана защищают те, кто видел американский фильм, в котором он, до удивления похожий на себя, мечется — не знает о будущей славе, досконально рассказывает про картины, по письмам брату, и отрезает себе ухо в минуту отчаяния. Он так встретил этого Поля, так принял в своем доме в Арле!.. а тот, безобразник и бродяга, заносчивый силач. «И картины писать не умеет… да! — так сказал мне один интеллигентный человек, сторонник Вана, — они у него уже цвет потеряли и осыпаются…» Тут на него наскочил один из лагеря Поля и, с трудом себя сдерживая, говорит: «Мне странно слышать это — осыпаются… а ваш-то, ваш… у него трещины — во!» — и полпальца показывает. А тот ему в ответ… Потом, правда, Ванины поклонники приуныли — смотрели фильм про Поля, французский, и некоторые даже не знают теперь, кто был прав. А нам это так важно знать… Вану страшно и больно, он выстрелил себе в живот, уходит жизнь беспорядочная и нескладная, несчастная жизнь. Все эскизы писал, а до картин так и не добрался. Но это он так считал, а эти-то, болельщики, они же все знают наперед, все!.. им чуть-чуть его жаль, в неведении мучился, но зато что дальше будет — ой-ой-ой… мировая слава… гений… Что Поль, что Поль… На своем дурацком острове, полуслепой, художник называется, умирает от последствий сифилиса или чего-то еще, тропического и запойного…
— Он нормальный зато, Поль, и жену имел, пусть туземную, а ваш-то Ван просто псих, уши резал и к проституткам таскался…
Представьте, идет вот такой спор, хотя много лет прошло, умерли эти двое. Ну, и что, если давно. Смерть весьма нужное для славы обстоятельство. С живыми у нас строже, а мертвые по особому списку идут. У них льготы, свое расписание… И все-таки важно их тоже на своих и чужих поделить — Ван, к примеру, ваш, а Поль — мой… И вот болельщики, собравшись густыми толпами, валят в музеи, смотрят на Ванины и Полины картины, которые почему-то рядом — и молчат. Думают:
— … Ван лучше, потому что обожает труд, руки рабочие и башмаки. А Поль — этих бездельниц таитянок, с моралью у них не того…
— … Нет, Поль, конечно, сильней, он с симпатией жизнь угнетенной колонии изображает… к фольклору ихнему уважение проявил…
Сзади кто-то хихикает — «мазня… и я так могу…» Болельщики хмурятся, шикают, все понимают, как же — смотрели, читали… Вот если б им похлопать гения по плечу -Ваня, друг, держись, мировая слава обеспечена…
Ах, если б им жить тогда…
Тогда… А кто кричал тогда — «бей их?..» А потом шел в музей — постоять перед Лизой…
Великое искусство!: 2 комментария
Обсуждение закрыто.
Рассказ не статистика, и вовсе не должен верно отражать соотношения идиотов и понимающих зрителей. И учить, как правильно вести себя в музеях :-))
Сезанн был прав, когда кричал, что «все жители моего города — дураки!» Он не имел в виду, конечно, тех нескольких, которые уже тогда его понимали и ценили. Точно также и здесь. Не все зрители этих двоих были идиотами, но огромное большинство, и они составляли тогда «мнение» об этих художниках. И не только толпы непросвещенных, но и почти всего «культурного слоя». Например, скандалы у картин импрессионистов и в тогдашней прессе о многом говорят.
Рассказ — об отношении массового зрителя к художнику, отношения толпы, а вовсе не понимающих единиц. Об идиотизме, который художника окружает. Пока зрителю не внушат, не объяснят, не втолкуют, что это искусство, и смотреть его «престижно», так и бывает: все непонятное вызывает обычно злобу и отталкивание. А потом выстраиваются очереди у музеев, но в них Вы мало найдете понимающих, люди внушаемы, вот и все. Потом частично это искусство адаптируется, облегчается, опошляется — и становится частью того, что мы называем «попарт»
чей-то у Вас все зрители — одни идиоты
разве обязательно вести себя как болельщик
да и болельщики бывает болеют за игру
и зрители — за искусство