ПОСКРЁБ ПО СУСЕКАМ


/////////////////////////
У ПРУДА называется. Писано акварелью, но с грязцой.

ПРОГРАММА.

Ученые говорят — в нас существует программа смерти. Приходит время — отдается приказ — пора! — и спускается с цепи сила уничтожения. Сами себя убиваем. Это не проблема, ведь только одной кислоты производим — килограмма полтора за ночь, так что убить себя нетрудно. Можешь из желудка, можешь из печени, и даже из какого-то там костного мозга — откуда хочешь. Время приходит, раздается тихий голос — хватит, собирайся, брат, ничего не попишешь… Сопротивляешься?… ну, месячишко продержишься, а больше — ни-ни, ведь когда сам против себя, долго не продержаться. Откуда ждать?… то ли из желудка, то ли от печени, то ли от этого страшного костного мозга… Круговую оборону, что ли, держать? Какая круговая, если враг внутри, все позиции ключевые захватил… и не враг он вовсе, а ты это сам… А может правильно все? Не заслоняй горизонт следующим поколениям. Порядок во всем должен быть. Жизнь, конечно, сама разваливается и теплым паром расходится по Вселенной, но и здесь суеты и давки допускать не следует. Идем по очереди, номерок на ладони записан — вам сегодня, а вам завтра. Мы, правда, не видим, не знаем, но кому надо знать, тот свободно читает — вам завтра, вам послезавтра… Но позвольте, я еще и не жил… Гражданин, вам за диетическое питание и гимнастику десять добавили?… добавили… за непослушание и стрессы пять сняли?…сняли… за машину — еще пять, за жену — три… Все правильно, дорогой, идете на три года раньше. И вообще, с кем спорите?.. А я не спорю, я думаю. Бежать, жаловаться?.. Куда?.. Ведь сам себя. Мина внутри, с часовым механизмом. Тикает. Тикает. Рядом другие люди бегают — тоже тикают. Кто по сторонам смотрит — еще не понял, кто прислушивается, а у некоторых глаза уже — в себя, уши — в себя… еще, правда, бегает, но несомненно ждет. Вот такая картина складывается. Нет, вы подумайте! — не только рождаешься — сам, и живешь — сам, но и вовремя сам себя убиваешь! А все вместе, в распрях своих и постоянной грызне — кто справедливей, кто сильней — разве не приближаемся к краю? Тоже программа? А что… неплохо придумано — все сам… Я не спорю. И не сопротивляюсь. Ведь откуда ждать? — неясно. Может из желудка, может из сердца… или из этого дурацкого костного мозга, кто знает… Тут не до обороны. Иди по очереди и горизонт не заслоняй. За гимнастику добавили? Значит справедливо. Диетическое учли? Все по закону. Некуда бежать. Нечего жаловаться. В поле, на волю? — иди беги. Выбежишь в тишину — и услышишь внутри… Слабое тиканье. Программа!

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

ПОСКРЁБ ПО СУСЕКАМ: 18 комментариев

  1. Re: Можно и так сказать…

    Почти согласен, только к знанию у меня несколько более уважительное отношение 🙂 Зависит от области применения, мне кажется. Знание может много, но движется шажками, прорывы сравнительно невелики, когда почва подготовлена, как было в физике в начале 20-го века. А вот наукообразие в искусстве ни к чему хорошему, по-моему, не приводит.

  2. Я тоже думаю, что, если есть сильное желание что-то сделать, то любые сложности — преодолимы.
    Это одно и то же? 🙂
    Бывают сильные желания, которые не сразу даются в руки.

  3. Re: Можно и так сказать…

    Да. Сами у себя в гостях- похоже на то.
    Все чудо, все тайна — и жизнь и смерть…

    А насчет «Черного квадрата»- вот когда он возникал у художника, когда рождался- из ничего- возможно, Бог был где-то рядом, просвечивала истина, играла жизнь, что-то творилось… Но потом, когда сам художник и все остальные стали осмыслять, декларировать, концептуализировать- запахло адом- вечно старым, вонючим знанием.

  4. Все дело в силе желания, я думаю. 🙂
    Если оно сильное, то никаких сложностей, или почти никаких.

  5. Re: Можно и так сказать…

    Да, можно и так. Оценил 🙂
    Вполне законченная точка зрения. Аналог из живописи – черный квадрат
    Но уже не живопись, а декларация. Граничная точка искусства.
    Возможно. Недаром на могиле человека, которого все знают, написано – «наконец, свободен» Я думаю, в гораздо более общем смысле, чем его конкретная борьба, написано. Если про абсолют – то да, только смерть освобождает.
    Другое дело – ищем ли мы полного освобождения, и не нужна ли нам закабаленность, хотя бы в таком «рафинированном-добровольном» виде, речь идет о долге, об обязанностях, о собственном отношении ко всему и так далее. Не рабство в примитивном смысле, а наши связи с миром, добровольные (и не очень тоже :-))
    Но видимо абсолютные истины и граничные высказывания, хотя и точны, но малопродуктивны, и все-таки не предмет искусства, которое, при всем стремлении к истинам своим, все же стремится сохранить многогранность – через недосказанность и разными другими штуками. Истины искусства отличаются от истин науки: искусство имеет дело с куда бОльшими неопределенностями, и при этом остается содержательным и значимым, не сползает в демагогию или к абсолютным истинам, в которых уже ничего нет кроме правильного утверждения – «я родился 9 октября» — попробуйте оспорить 🙂
    Рассказик, конечно, выражает только наивное изумление человека, столкнувшегося с точным знанием, и с его несовершенством тоже. Это одна из сторон, конечно, и только.
    У меня есть другой похожий рассказец – «у меня что-то заныло в животе…»
    И он кончается словами:
    Теперь я знаю — в нем много всего и кипит сложная жизнь, и всегда может что-то испортиться. Все каким-то чудом работает, просто чудом. Все кипит, крутится, варится, движется, все само за себя решает, а я тут при чем?… Никто меня ни о чем не спрашивает, делают, что хотят. Это спятить можно, никаких у меня прав нет, ни остановить, ни исправить не могу, не вижу, не понимаю… Я сам у себя в гостях. Заняты все — вот-вот попросят. А идти-то куда… куда идти…
    …………………………..
    Можно и так ведь, и изумление понятное (для меня). То, что живот обходится без нашего сознания – почти факт, и иногда приходит в голову: просто идешь по скользкому льду, не думая, инстинктивно сохраняя равновесие, а при этом несколько сот тысяч или даже миллионы нервных клеток неустанно трудятся 🙂
    (один из возможных ответов 🙂
    ……

  6. Можно и так сказать…

    Да, все программа. И врожденное здоровье, и склонность к правильному питанию, физическим упражнениям, здоровому образу жизни, а также, к пьянству, лежанию на диване, поглощающей умственной деятельности в ущерб организму, невнимательности при переходе через улицу, занятиям йогой и даже «обретению бессмертия» на этом пути.
    Все- программа: и склонность к выбору того или иного, и выбранный путь, и насколько человек воспринимает себя на своем месте. И вся культура, конечно. Никуда от программы не деться. Но конец у нее, все-таки, есть. Он называется Смерть. Да, Смерть запрограмирована, но она же является и концом программы- другого конца нет.
    Так что на Смерть вся надежда. Приходи, родная, дай умереть прямо сейчас- дай выпасть из программы, из прошлого, из Времени, из культуры- и что бы некому было выбирать- тогда свобода, тогда творчество, тогда Человек, а не робот.

  7. Вообще, мне думается, самый сложный выбор (он же и самый простой) — это верность выбранному Пути:)
    Насколько очевидно просто настолько и сложно это сделать.
    То, что он является единственно возможным или правильным, это дискурс философский. Настолько, насколько человек воспринимает себя на своем месте, да?
    Интересно почитать Вашу книгу.

  8. Насчет выбора могу только «задним числом» говорить. У меня никогда не было (почти никогда) ощущения присутствия выбора, настолько я увлекался одной возможностью (или невозможностью) Она всегда доминировала настолько, что я и представить не мог себе, что есть реальная вторая дорожка… :-))
    Сейчас, через много лет… все также, я не могу сказать, что у меня был выбор. Ну, я понимаю, иногда маячило несколько возможностей (сейчас понимаю), но возможности выбора никогда себе не давал. Не рассуждал, не умел смотреть вперед и оценивать последствия. Потом я целую книгу об этом написал — «Монолог о пути» Просто, чтобы понять, я вовсе не думаю, что это хороший способ жизни, или для кого-то еще он определенно сгодится. Просто со мной вот так случилось :-))
    Если Вы верите в выбор, ну и слава Богу. Особенно, если можете выбирать.

  9. Да-да. Эти естественные связи-ниточки такие незаметно-неуловимые кажутся нам естественными, а когда рвуться, будто кислород перекрыли… Жизнь, конечно, такая чудно-чудесная штука, все переплетено и запутанно и задуманно, вспоминается история про сказочные клубки, если идти за ниточкой, то они и приведут куда надо. А вот если вредничать и упрямиться, запутается ниточка, завяжется в узелок, порвется, закончиться… Человек не одинок и одинок одновременно. Сам себе хозяин своей судьбы и одновременно подчиненный. Как-то это надо сочитать. Идти по ниточке света и не отставать. Не роптать а радоваться, выбрав путь, по которому двигаешься, — вот самое сложное. Ведь выбор-то почти всегда есть. Так или иначе.

  10. Если б только сам себе, то было бы неплохо — сам поставил, сам и снял 🙂
    К сожалению, есть генетический механизм, хотя не очень точный, конечно. Но если Вам не «записано» прожить 90, то это становится большой проблемой, вопросом воли, режима, питания и прочих условий жизни. И то…
    С другой стороны, знаю человека, который в лагере приобрел две ПОЧТИ неизлечимые болезни, а потом жил еще сорок лет — и сестра его жила сто, и родители… Генетика ему сильно помогла.
    От людей многое передается, я только не вижу в этом магического или мистического, это обыкновенные чудеса. Пример — когда культура в загоне, никому не нужна, кроме самой ширпотребной, как это сейчас все больше ощущается, особое значение приобретают связи отдельных людей, и ниточка эта прочная, не рвется. Она едва уловима, и даже кажется порой, что ее нет. Опять же, ничего метафизического — отдельные словечки, взгляд на вещи, небольшие историйки передаются через века. Слова не всегда по существу дела, но рисуют нам ту обстановку, и перед нами возникает лицо человека. Так одну историю про краски (я не записал ее — помню) рассказал мне один современный художник, а ему рассказал художник Хазанов, а Хазанову рассказал его учитель Фальк, а Фальк жил в Париже, и слышал от одного старого художника эту историйку про слова Сезанна… Оказывается, все близко. Ничего существенного я не узнал, но это придает настрой всему процессу, именно настрой.

  11. Думаю, что правда часто запускается программа самоуничтожения, которую человек сам себе устанавливает. Он же может и остановить тикающий механизм, есть масса способов, когда излечивались от неизлечимых болезней, я это имею в виду… А есть ещё всякие кармические мины или передающиеся по наследству от близких… это вообще… Ох. Хорошие какие у Вас слова и картинки. Живые и теплые:)

  12. Меня вообще мало что устраивает в жизни, кроме нее самой. 🙂
    Но смерть меня «устраивает», хотя вряд ли ей есть дело до этого 🙂 Жизнь невозможна без смерти, она тут же становится плоской и пустой. Другое дело — пусть не особо поспешает :-))
    Вообще, мир не считается с тем, что меня устраивает.
    Просто я делаю то, что меня еще интересует в жизни. И стараюсь делать только это. В этом, если хотите (в свете недавнего журнала, который читал) мое «культурное сопротивление». Другого я просто не знаю.

  13. Если по сути дела. Думаю, задан интервал. Я предполагал, что так, еще четверть века тому назад, когда писал рассказик. Я был способный 🙂 И имел отношение к теме :-))
    Если по художественной стороне — то ощущение. Смерть обязательна, как ощущение — всегда за спиной. Ничего плохого в этом, полезно. Жизнь должна содержать страхи и запреты, без этого лучше сразу обратно на деревья. Что, собственно, и происходит. Мне только жаль тамошних обезьянок… 🙂
    И еще. Сказка ложь, в ней всего лишь намек… Не будем со свирепой серьезностью… :-))

  14. и как это нечего?
    вы просто значит не хотите — вас всё устраивает.

Обсуждение закрыто.