………….
Все чаще я убираю объяснения к картинкам. Видимо увлечение прошло. Там было два интересных момента. Первое — мне хотелось самому понять, чем каждый раз обусловлен выбор работ, ведь почти всегда я выбираю не совсем новые вещи, но те, которые имеют связи с сегодняшним настроением, и, наверное, задачами на завтра; в общем, то, что в центре внимания. Хочется проникнуть в собственную «кухню», в которой создается завтрашний день. Второе — это создание такой ассоциативной формы, в которой изображение сочетается со словами, обычно не имеющими явные, на поверхности, связи с картинкой, зрительным образом.
Увлечение, да, — прошло. Наверное, по разным причинам. Во-первых, мало что становилось понятней, получалось или уж слишком «в лоб», что не интересно, или наоборот — связь по-прежнему ускользала от самого автора…
Самое лучшее свидетельство конца увлечения — малопонятная усталость и потеря интереса, и лучше послушать себя, поверить неясным сигналам, чем дотошно добиваться от самого себя ясного объяснения. Доведение до полной ясности, или хотя бы стремление к этому — дело почетное, но почти всегда потеря значительного времени. С самим собой лучше говорить на полутонах… А с читателем-зрителем? Пусть не обижается, но лучше не разговаривать, а давать ограниченную, но возможность наблюдать, оставлять дверь полуоткрытой… Это накладывает ограничения все равно, проза не дневник, наброски на полях не графика, но это все-таки не то, что видеть себя «снаружи» в процессе, (что есть на мой взгляд смерть для творчества), а только элемент доверия… Обнародование результата — всегда предполагает доверие, а обнародование, хотя бы частичное и выборочное, процесса — не может происходить, если не интересно автору самому. Иначе, грубо говоря, получается «выпендрёж», который быстро замечается в чужих работах, — оглядка, быстрый взгляд автора через плечо, — и гораздо трудней заметить в самом себе.Опять-таки, простые приметы главные, честный человек скорей просто устает от неприсущего ему усилия, гораздо раньше, чем понимает, что делает ненужное ему дело. Ну, а про нечестного не интересно. Кроме, разве что, «инстинктивного конформизма», который всегда привлекал прозаиков к разбирательству, но, честно говоря, еще более тошнотворен, чем откровенный практицизм…