…………………………………….
***
Я заказов в жизни не брал, малюю для себя, как могу, как умею. Вот говорят — талант, талант… Без него, конечно… но что еще важно — желание и смелость. Всего понемногу было, а с возрастом желания тают, смелость — откуда? — тоже не прибавляется, даже у великих, что уж говорить о таких, как я, мы почва, на которой иногда что-то произрастает, но теперь… время не поощряет искусство, и не внимает ему, и каждый сам должен решить, продолжать ли ему это дело на необитаемом острове. Многие честно отказываются, другие врут себе, во всем обвиняют обстоятельства, а третьи… они по-прежнему копают. Я к этим, упорным, себя не отношу, хотя еще копаюсь — возраст, сил мало, ночами больше не засиживаюсь, мне бы поспать, мой сон хрупкая скорлупа…
А тут стук в дверь, в четыре утра! Еще чего, не встану! Стук повторяется, негромкий, но настойчивый, словно тот, за дверью, знает — я здесь. И, действительно, куда мне деваться. Что делать, накидываю одежку, ноги в туфли и шаркаю к двери.
— Кто там?
И тут же уверенный голос:
— Хочу заказать вам картину.
— Ночью?!
Пытаюсь подобрать слова, чтобы выразить подобающее случаю негодование, но чувствую только вялость и раздражение, и пробивается интерес — кому я нужен, ночью, какой еще заказ… давно забыт, малюю себе понемногу, изредка выхожу на толкучку с пейзажиком, продаю дешево, и тут же спешу в магазин ради предметов роскоши, как чай или какая-нибудь сладость к нему. Вредные привычки неистребимы, и потому на похороны у меня не отложено, как-нибудь закопают, не все ли равно, что будет с моим телом…
Ворча, открываю. На пороге невысокий худощавый блондин среднего возраста с невыразительным лицом, в широком плаще до пят. Такого никогда бы не стал писать, а вот плащ… За окном рассвет пробивается, шуршит серенький дождик, и плащ в мелких радужных капельках, особый такой черный цвет…
— Можно войти?
Он быстро проскальзывает в комнату, оглядывает пыль, запустение, несколько давних картин на стенах. Указываю на единственный стул, сам пристраиваюсь на топчане, рядом с рисунками — пыльные папки, дрянной коленкор — кое-как умещаюсь, терпеть недолго, не нужен мне заказ, только послушаю, что он наобещает среди ночи, уж слишком странно.
Он сидит, не вынимая рук из глубоких карманов. Серый какой-то, невзрачный тип, зато плащ… словно живой, мерцает, струится, полностью скрывая стул.
— Наши условия просты, — говорит он, — мы не ограничиваем вас темой или стилем, изобразите нечто самое вам дорогое, ради чего вы когда-то и начали все это, — он широким жестом обводит стены с едва заметными на выцветших обоях прямоугольниками. — Неважно, будет то портрет, пейзаж или натюрморт, художник во всем выражает себя. Со временем он вовсе перекочевывает в картины, не так ли? — он издает что-то вроде вежливого смешка.
Неглуп, но удивительно противен. Надо бы выгнать, да вот этот плащ… глаз оторвать не могу.
— Теперь об оплате, — продолжает блондин в черном плаще. — Будем откровенны — все, что вы сделали, не дает вам права на вечность.
Я пожимаю плечами. Прошли времена, когда возмущался наглостью невежд, теперь мне все равно.
— Никто не знает, — говорю. Догадываюсь, что все так, но на некоторые работы надеюсь.
— Некоторые — да, — соглашается он, будто услышав мои мысли, — они хороши. Но этого мало, мир суетлив и забывчив, искренность ваша и хмурое настроение уходят в прошлое, а когда их время вернется, появятся новые люди, картины…
Пусть он прав, но слушать правду от незнакомого человека, да еще в четыре ночи, согласитесь, необязательно.
— Я не работаю на заказ, — говорю довольно резко, чтобы убрался, не нуждаюсь в его деньгах, тем более, после такого предисловия. — И вообще… давно не пишу, — беззастенчиво вру ему, — глаза… и краски засохли.
— Краски в порядке, — улыбается блондин, указывая большим пальцем на что-то за своей спиной. Смотрю — откуда-то взялся столик с гнутыми ножками, на нем палитра, тюбики — мои любимые красные и желтые, несколько кистей, чашечка с маслом, бутылка скипидара… Что за черт возьми!
Гость улыбается — «не узнаете?» — и слегка приоткрывает полу плаща. Там ничего, но не прозрачная пустота, за которой изнанка ткани, стул, а вязкая темнота, почти осязаемая… Похоже, за мной пришли. В конце концов, я ждал. Но не сегодня, еще немного я рассчитывал протянуть. Ясно, что заказ только повод.
— Нет, нет, — спешит он успокоить меня, — вы не поняли, картина обязательно нужна, как последний штрих, знак согласия, что ли. Дело же значительно глубже — нам нужны все ваши вещи. Ведь вы уже почти перетекли в свои картины, высказались, вы ложились, где теперь ваша душа? Вот именно! Приобретая картины, мы получим все, что нам нужно, навечно в наш фонд.
— Но это равносильно уничтожению…
— Что вы, совсем наоборот, картины с нашей помощью окажутся в лучших музеях, мы гарантируем сохранность. На вечность не рассчитывайте, не заслужили, но тысячу лет… разве мало?… Когда вы исчезнете, душа останется в картинах, и станет наша. Мы возьмем ее с вашим именем. А под картинами появятся буквы — «н.х.» Неизвестный художник. Все сразу забудут вас, это мы умеем. Пока вы живы, владейте, можете продавать, надо же как-то жить, мы понимаем. А потом получите гарантию почти на вечность — для картин, а имя… зачем вам оно, если картины будут жить, влиять на души, и всегда оставаться загадкой, это притягивает. Видели, наверное, в музеях — «н.х.» — многие из них наши.
Он встает, прохаживается по комнате, смотрит на одну из картин.
— Вот подтверждение правильности нашего подхода, смотрите, вы здесь гораздо глубже, чем в жизни. Удивительно, как это удается…
— А вдруг расшифруют почерк, узнают автора, докажут?
— Бывает, но не с нашими авторами. Их картины навсегда останутся безымянными. Мы отыскиваем все работы, даже наброски, разорванные листы, и метим — «н.х.» Эти буквы не смываются, будьте уверены.
Он ходит, плащ тянется за ним, подметая пыль, и остается свежим, чистым, крапинки влаги высохли, проступила абсолютная чернота. Представляю, как он ляжет на спинку стула — с непосредственной обязательностью, с неизбежной случайностью, складки глубокие и мягкие… на фоне выгоревших обоев, драной обивки цвета красной охры… и если сюда вот бутылку темно-зеленого стекла, у меня есть, где же она?… точно знаю, есть… а сюда старинное блюдо — то, с желтыми цветами, чтобы уравновешивал вертикаль горлышка… и это богатство черных оттенков сзади… Блюдо где-то в углу…
— Оставьте плащ, хотя бы на часок!
Он останавливается, огорошен:
— Зачем? Нет, нет, я на работе, это необходимая деталь. И что вы собираетесь с ним делать?
— Писать!
Он удивлен:
— В этой картине, я думал, должна быть квинтэссенция, что-то ваше самое-самое, невысказанное еще, последний взмах крыла, так сказать…
— Такого черного мне всю жизнь не хватало!
Он смотрит на меня, долго молчит, потом говорит с удивлением и какой-то печалью:
— Странный народ, эти художники. Лет сто тому назад я был у одного голландца, он говорит — хоть сейчас! Являюсь следующей ночью, формальность, бумагу подписать, а он успел передумать — еще днем загнал себе пулю в живот. Ну, да, имя, имя осталось. Зато картины растрескались, больно смотреть! А я ему гарантировал вечную свежесть, не вам, извините, чета.
— Так как же насчет плаща?
— Нет, нет, я вижу, вы не созрели еще, подумайте до завтра, снова постучусь.
— Только не в четыре, я как раз задремлю…
— Ждите в полночь, и крепко подумайте. Хоть и говорили, рукописи не горят… сущая чепуха, поверьте.
И он уже без стеснения и земных условностей тает в воздухе.
Я один — замерз, скорчился на краю топчана, и сон к черту, куда там — рассвет. Исчез, палитру оставил, краски, десяток великолепных кистей — колонок! никогда не писал ничем кроме щетины. И зачем ему плащ?… Что тысячу, мне и пятисот бы хватило. Не мне — картинам. Наверняка плаща мне больше не видать, явится в каком-нибудь рубище, комедиант! Попробовать, что ли, по памяти, тряхнуть стариной? Черных три тюбика подкинул, разных, контора не скупится на темные тона. При нынешних-то ценах! И холст оставил, злодей. Лучше не трогать, ведь знак согласия, тут же привяжется, шантажист, и плакала моя душа. Зачем она ему?.. Пятьсот совсем неплохо… Забываешь — взамен «н.х.» С другой стороны — сохранность гарантирует, это в наши-то времена, книги забываются, а здесь единственный экземпляр, непрочный холст, это же чудо! Зато необитаемый остров. Думай, думай. Эн ха… А может сон? Нет, слишком спать хочется. По памяти трудно, давно всерьез не брался, так, малюю для себя… Подумаешь, персона, уцепился за свой плащ! И что он нашел в картинах, какая еще душа… Желание и смелость — были, только время теперь не то, не то-о. Правда, говорят, оно всегда не то. Чертов плащ, так и стоит перед глазами! Конечно откажусь, коне-е-чно, ничего себе, без имени, да? И в жизни заказов не брал, писал для души. А он мне вместо нее — эн ха! Это уж слишком! Только выдавлю немного красных, очень уж хороши… Оранжевый… Нет, и разговора быть не может, с порога отошлю! У Сезанна, говорят, было не меньше шести желтых, счастливец… Вот и мне повезло. Зеленых два, и правильно, больше никогда не беру. Откуда знает? А синих не надо, холода не переношу. Но этот… чудо! вспоминается Пуссен. Белила яд для живописи, особенно в первых слоях, возьму капельку… Теперь черные… Только попробую, почему не попробовать…
эко что вспомнили 🙂
много чего сказано, но оно сказано в контексте веры. а за его пределом оно выглядит иначе.
сравнивать не могу — мне кажется это очень будет условно, потому что информации просто для этого нет у меня во всяком случае.
Re: все остается людям..
«Оставь мать и отца, иди за мной» — разве не было сказано? А отношение верующих к существам «бездуховным», как мне это постоянно говорят?
«Нечистые существа».
А потом, если что не так, тут же свалить все на «соблазнителя» — тоже не фасон :-))
Все-таки, Восток в своих религиозных дебрях куда симпатичней 🙂
Очень интересно и захватывающе…
Да, наверное, только истинный художник не сможет устоять перед предложенными ему кистями, красками и холстом…даже если цена — его душа. И не беда, что его забудут через 1000 лет…Рано или поздно, все забывается. А ему, художнику, просто невозможно не писать…это выше его сил! Потому когда он пишет, мир становится совершенно другим для него. В этом мире больше красок, оттенков, теней и света..чем может увидеть простой смертный…
Re: все остается людям..
с чего Вы взяли, что те, кто «готовы пренебречь жизнью и существованием всего живого ради своей химеры…» — верующие богу?
враг — хитер, кого чем уловит..
Re: все остается людям..
Поскольку я неверующий, то художник мне симпатичен. Мой жизненный опыт убедил меня в том, что «все остается людям» (если вообще воспринято ими :-))
Отношение верующего к жизни и живым существам представляется мне ужасным — они готовы пренебречь жизнью и существованием всего живого ради своей химеры — души, принадлежащей ими же созданному существу :-))
Я тысячу раз готов гореть в аду :-)) ради того, что мне близко и понятно. Только мое мнение.
Кстати, посмотрите на все это шире, с позиций других религий — не христианства. Восток, например. Они куда терпимей и мягче, и в общем-то шире видят жизнь.
все остается людям..
согласна с Вами. обезьянкам проще :о)
а какой смысл — это да, для философов вопрос. одни выбирают придумать бога, другие — как Вы.
но сам по себе вопрос — вопрос неверующего, или искусителя 🙂 «а правда ли что…»
верующий так не спросит. он принимает жизнь. но кто сдвинет гору?
(стерла 1-ый — ошибки исправила 🙂
Re: Тщеславие — или любовь к…
Не согласен с Вами. Опять это стремление к абсолюту и пределу. Если нет бога, то совсем не все позволено. Даже в гораздо более простых сообществах, у обезьянок, которым на бога начхать, у них крепкие стоят запреты, на то, что делать нельзя, потому что надо сохранить детей и выжить популяции. Человечество в этом отношении деградировало, вот и пришлось придумать себе бога, чтобы вещал из огненного куста.
В ДАННОМ СЛУЧАЕ стремление сохранить свою «душу» (имя) под своими творениями кажется мне куда более недостойным и мелким, чем стремление оставить ЛЮДЯМ пусть безымянное, но нужное им творение. Тут-то и пролегает различие — я думаю, что мы живем ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ЛЮДЕЙ, какой бы временной эта жизнь ни была. Недавно мне говорил один верующий человек — «если нет вечной жизни, то все бессмысленно». Зачем же ты столько сил вкладываешь в свой дом, семью, своего ребенка, который все равно умрет, какой в этом смысл? «Оставь семью, оставь близких и иди за мной».
Это дрожание за свою душонку, честно говоря, мне противно. Уж лучше, действительно, заложить ее и накормить голодного зверя или человека.
Только мое мнение.
Тщеславие — или любовь к…
а это не важно, если без бога (в пределе — все позволено).
если с богом, то.. господу богу твоему одному поклоняйся. во всяком случае, душу живую — творение бога- не продают и за 1000 лет жизни своих творений 🙂
Ну, да…
А что? 🙂
Но вообще-то спрятан довольно больной вопрос. Тщеславие — или любовь к искусству?
Ответа вроде нет, герой перескакивает через вопрос благодаря интересу, можно сказать, случайно?
А может, это и есть любовь к искусству?
«н.х» — так «н.х.»
Да ладно… пусть себе… :-)))
ех..кто на что ловится
Я возьму отсюда.
Прислать, или сами скачаете?
Д.
Конечно хочу!
Я сам хотел предложить 🙂
По-моему, он говорил:
— Я восхищен, я восхищен…
:-)))))))))))
……………………………
Хотите для журнала?
Хотя я и так вас уже перегрузил… :-((
Всего! Дан
Это здорово! «Я в восхищении».