ПАОЛО — Рубенс плюс мой учитель М.В.
Все добросовестно, с достоинством и высоким мастерством. Чего не хватило?
Ну, человек такой. НЕ ХВАТИЛО ГЛУБИНЫ, все просто — ГЛУБИНЫ НЕТ. Потому и вечный праздник, бравурный, дохлопышный. Безмерная радость МЯСА. Что само по себе неплохо… иногда, по ночам… Но раз за разом, год за годом, ясным днем… о-о-о… Но не так просто. Он рационален, но не до геометрии сухой, умеет и чувствовать… Но его переживания не идут глубоко, он никогда не теряет ощущения реальности, стремится все привести в систему, объяснить рационально. Отсюда и его отношение к картине, к свету. Не-ет, в нем живо художественное начало — гениальное, но оно подчинено идеалам, идеям гармонии и порядка, содержанию вещи, ее идее. Художественный вкус спасает от мелкой пошлости, он не способен ВПАСТЬ В КИЧ, но остается поверхностным, и не по соображениям жизни и практики — угода покупателю, и прочее, нет, он независим — он просто НЕ СПОСОБЕН К ГЛУБИНЕ, которая для художника его уровня — ИРРАЦИОНАЛЬНА. На это способен со своими деревенскими мозгами РЕМ, его мысли похожи на бессвязный лепет, зато образы, возникающие перед ним — самостоятельны и СТРАННЫ. РЕМ странен и глубок, ПАОЛО блестящ и образован… Оба героя «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ» и противопоставлены «ЖИЗНИ», которая враждебна и мерзка. И ОБА побеждают обстоятельства — дорогой ценой, но разной: один остается блестящим, почти гениальным, талантливым воспевателем роскошной жизни, ее радости, без глубины и простого искреннего чувства («великие страсти» — никакие страсти, театр и мишура). Второй — достигает истинной гениальности в передаче простого глубокого чувства… и теряет в реальной жизни всё, умирает не только бедным, нищим, но еще и с горечью поражений и обид… и без понимания того, что Удалось ему.
Ученик Франц: Паоло смеется над беднягой, тот повторяет и повторяет жесты, стал фанатиком эффектного жеста, говорил, что жест — гораздо больше, чем движение рукой, имеет сакральный смысл, и далее… Как нашего времени стихотворец П., обозленный пожилой графоман, утверждал, что стоит назвать человека дураком, как совершится нечто с ним такое, что в самом деле станет дурак… и получится стихо… Паоло смеется над Францем — а сам?.. думает, если много солнца и мясОв, то это и будет счастье? Ну, пусть, пусть… иногда посмотришь, отляжет от сердца — наивный все-таки чудак… А может мудрый, заговаривал жизнь, чтобы стала такой — ярким летним полднем, навечно и всегда… И не была другой — ни-ког-да! А умер от усталости ума и предчувствия бессилия своих жизнелюбивых построений?..
Итак, Паоло умен, рационален, но натура двойственная. Радость жизни – главная черта, она побеждает рациональность. Пример равновесия, гармонии, но достигается за счет скольжения по поверхностям. Понимает это, но изменить себе не может.
Рем – меланхолик, идет в обратном направлении, от мрака к свету. Он более цельная натура, думает по особенному – не словами. По сравнению с Паоло – темен, необразован, но чувствует гениально верно.
Паоло – «да, мир ужасен, но все-таки, ВСЕ-ТАКИ…» А Рем? Не рассуждает Рем, он — изображает.
Что Паоло дает Рему? Намекает — «радость жизни» – тоже бесценный дар.
Дураку бесполезно намекать и даже талдычить упорно, а такому как Рем… достаточно намека…
А что Рем дает Паоло? Надежду на продолжение, веру в то, что он — звено великой цепи, и это старику знать важно. Гений окружен миром дураков и тупиц, и это временами угнетает. А тут — кто-то махнул рукой, обменялись улыбками… другой, но с пониманием связи времен, и это чертовски важно.
……………………………………
…………………………………………..