Давно взял себе за правило, если не спрашивают мнения о картинке, фотографии (тоже картинка), то молчу. Меня когда-то спросил Е.И., мой учитель живописи… {{(странным образом, но я у него все-таки учился, приезжал с картинками 3-4 раза в год, и он деликатно говорил самые общие слова, которые могли меня натолкнуть на что-то, а если не наталкивали, значит не готов был воспринять. Но запоминал, и потом часто всплывало…)}} У меня оставались белые уголки на бумаге, там, где я прикреплял лист, на котором что-то изображал. И он как-то деликатно спросил — «вам не мешают эти белые пятна?» Я даже не понял — почему мешают? Совсем нет! Я тупо смотрел на свою работу, она мне нравилась! Я не видел всего листа! Он помолчал, потом заметил — «ну, значит рановато…» Рановато мне, конечно. Но и к себе он отнес это замечание тоже, я уверен. Но вопрос у меня в памяти остался… и потом, через год-другой… я просто не мог понять, как МОГ эти ужасные белые пятна не заметить!
К чему это, да?.. Вижу в FB фотографию, которую хвалят. Как чаще всего бывает — за содержание. Хочется сказать — ну, посмотри на изображение как на «картинку», неужели не видишь? Во-первых, узко, тесно, фрагментарно, воздуха мало… Во-вторых, вот это облако, которое нависает, оно просто задавило и землю, и старую крепость, и дерево это, довольно само по себе выразительное… Кто здесь главный? Все друг другу только мешают! Дальше — мельче замечания, но бросается и это в глаза. Одинаковые по высоте дерево и стена! Неужели не видишь?
И тут человек-фотограф мне ответил бы — ТАК БЫЛО!
Так было, и нечего сказать. Вот чем отличается фотограф (плохой!) от художника. (Но не только этим, конечно.) Если не подходить к фотографии как к картине подходит художник, то фотография остается может и живым свидетельством места и времени, но ТОЛЬКО, и объектом искусства не станет. Потом что потому 🙂 Мне иногда отвечали — ну, и что, у меня другая была задача. Задачи умирают и забываются, сменяются новыми задачами, а живая картина останется, она целостна, несет в себе драму, и многое еще, что будет с людьми всегда, так мы смотрим на портрет неизвестного нам человека… или места — через века, и ВОСПРИНИМАЕМ то, что вот этой художнической работой по упорядочиванию, усилению впечатления, стремлением создать свой цельный образ! художник нам передал, новым людям, да…