////////////////////////////////////////
Я имею в виду наивное желание показать всё, что показываешь, в полную величину и рост, ничего не скрывая. Так было очень давно, но так и потом бывало, и даже у изощренных голландцев 17-го века вы можете увидеть перед роскошной вазой с цветами — выставленные напоказ и все по отдельности мелкие любимые вещицы, ракушки всякие, цветочки… без желания все это как-то собрать и объединить, придать окончательную цельность, стремление, получившее полное развитие у Сезанна. Хотя, если покопаетесь в его самом симпатичном раннем периоде темненьких картинок, то увидите, что его наивность и страсть тогда были сильней, а потом уж он начал строить свое величественное здание… Как всякий абсолют, стремление в окончательной цельности, к полному совершенству несколько иссушает вещь, лишает ее замечательной наивности и теплоты. Считается, что показать в таком «реальном» виде совокупность вещей большая заслуга живописца. А желание «показать всё», и ничто ничем не заслонить так и осталось в руках «наива». И мне лично симпатично. И то и другое, видимо, переживет все времена, и сохранится. Но в личном развитии… удивительная штука, если взять, к примеру, поздние картинки Марке, то видно его непрерывное движение от изощренности к простоте и наивности.
Смотрю на эти цветочки, приятно, что это было, пусть в несовершенном виде…