Главная особенность художника, мне кажется, — нервная напряженность, готовность к узнаванию СВОЕГО в изначальных изображениях, состояние постоянного ожидания… и неважно, откуда они берутся, начальные намеки, насколько подробны — то ли за окном поезда, то ли из окна дома, то ли в природе… или пятна, возникающее на холсте даже при случайном прикосновении кисти. И странная привязанность к изображениям, стремление бесконечно разглядывать самые не имеющие смысла линии и пятна на чем угодно — доставляет удовольствие, которое ни с чем не сравнишь…
……………………
Как-то на выставке фотонатюрмортов, перед изображением угла, в котором бутылка из-под пива, бумажки, мусор… Люблю забытые, оставленные людьми углы…
Подошел и спрашивает человек, по лицу видно, с образованием, – «какова Ваша концепция? Вы ЭТО изображаете как зеркало жизни, критический аспект, или с сожалением об уходящей старине?..»
Как объяснишь, что концепций не держу, грязь и мусор люблю, иная мусорная куча по цвету-свету дороже распрекрасного пейзажа.
Реакция зрителей на изображения всегда была удручающей, теперь стала удручающей вдвойне. К непониманию высокомерие добавилось. Поэтому радует, когда чувствуешь – человека зацепило, подтолкнуло, и он двинулся по своему пути, не заезжая в умопомрачительные рассуждения, плохую литературу, убогую философию… Просто смотрит, и что-то в нем слегка сдвинулось, повернулось… Значит, все-таки живы связи рисующего с воспринимающим рисунок. Но это капля в море…
Поэтому не терплю показываться на выставках, вежливо улыбаться нахалам и толстокожим дуракам!.. Да еще эти встречи-фуршеты с толкотней у бутербродов, жадные взгляды тайных и явных алкашей, надувание щек, ядовитые или сопливые лобызания, фальшивые похвалы, обязательное вранье… за свадебных генералов… Не надо!
…………………
А потом и вовсе разлюбил выставки. Был один случай, он сильно повлиял на меня.
Повесил одну картинку на первой выставке в Манеже, «АРТ-МИФ». Год забыл, давно. Пришел посмотреть. Увидел, но прошел мимо, прошелся по всему огромному помещению (потом оно сгорело), вернулся, еще раз посмотрел… Увидел тысячи картин, они говорили, или кричали — «смотри на меня, смотри», или «купи меня, купи!» или «вот я какая!» или «вот как надо!» А моя, и еще было несколько десятков таких — молчала. Она к зрителю не обращалась, замкнута в себе.
Зачем ей выставка?
Я понял, не надо ей здесь быть. Картины должны висеть по домам, у хороших людей. А если нет таких, то у художника в доме. А если повезет, в хорошем музее пусть висит, или хранится там до лучших времен.
После этого я еще кое-что выставлял в Москве, но перелом в моем отношении к выставкам произошел на «Арт-Мифе».
Выставлять стал меньше, неохотно, а потом и вовсе перестал.
Пишешь для себя? Вот и пиши.
Из неопубликованного: 4 комментария
Обсуждение закрыто.
Re: Пишешь для себя? Вот и пиши.
Спасибо за ссылку.
Re: Пишешь для себя? Вот и пиши.
Следуя Вашему примеру, попробовал новое для себя место. Моя слабость — лень писать объяснения и названия, а помещать изображения люблю. Я знаю людей, которые дико популярны в интернете, поместили когда-то с десяток картинок, но зато потом умело себя разрекламировали. Знаю… но лень этим заниматься, смайл…
Спасибо за подсказку из Вашего журнала
http://dan-galleries.dreamwidth.org/
Re: Пишешь для себя? Вот и пиши.
Да, но на вопрос — «будете ли вы заниматься ЭТИМ на необитаемом острове» мало кто ответит честно и положительно, ведь так?
Речь о «степени одиночества», которая у каждого своя. Попробую сейчас написать книжечку о человеке, который крайнюю степень предпочитает, то есть, «свой Остров». Понимаете, крайние точки, это с одной стороны полные приспособленцы, заглядывающие в глаза читателю и издательским крысам 🙂 — а с другой — «подвальные люди», как это было среди художников особенно в 70-ые годы у нас в России. Я всю свою худ-литжизнь был близок к подвальной стихии, просто поздно начал и моя активность пришлась на 90-ые годы, в компанию к «нонконформистам» я опоздал ( и хорошо!) когда никому не было дела до творчества, мне так повезло 🙂 С одной стороны, это было время, когда можно было ни от кого не зависеть, просто никто ничего серьезного не читал и не смотрел, кроме нескольких честных искусствоведов. (я преувеличиваю, как обычно 🙂
Пишешь для себя? Вот и пиши.
Так ведь, только так и надо 🙂