Из «Кукисов» (http://newlit.ru/~markovich/3688.html )

Spread the love


……………….

Вспомнилось в пять утра, в молодости этот час пролетаешь со снами, и все лестницы ведут только вверх…
………………..

В старости нет преимущества перед молодостью, одни потери и мелкие неудобства.
Результат жизни мизерный — бутылка с запиской, выброшенная на обочину, в канаву.
Каким бы ни казался возможным этот Результат в начале, достижимым в середине, в конце он мизерным кажется.
Все растрачено, рассеяно, распылено. Пусть этого и хотелось, когда было, или казалось, что есть, но оставаться с пустыми руками всегда страшновато, как ни бодрись, ни призывай на помощь память.
Но вот, все же… что-то и себе остается. Только непонятно — зачем… Умирать лучше опустошенным, полностью исчерпанным, иначе жаль не совсем вышедших из строя деталей организма, а также умственных приобретений, которые истлеют, в пустой мусор обратясь.
Все-таки, два мелких приобретения я бы отметил.
Первое – странная способность понимать по лицам, по глазам гораздо больше, чем раньше. Приходит само, никого не научить, к тому же, опыт горький, потому что много видишь – мелкого. Человеки все, и ты такой…
Второе не греет, не обнадеживает, и не дается само собой, может придти, может и миновать. Особое понимание.
Мой учитель Мартинсон любил слово МАКРОСТРУКТУРА – он еще в 50-ые годы первый стал говорить о макроструктуре белков.
Сколько верных слов уходит в неизвестность вместе с людьми, их сказавшими… А потом эти же словечки, мысли возникают снова, и ни в одном глазу! – никто не вспомнит, а человек за это слово, может, жизнь отдал…
Так вот, жизнь имеет макроструктуру. Архитектуру всего здания, общую форму, если проще.
Откуда она берется, структура эта, чтобы в случае удачи развернуться? Думаю, из внутренней энергии, страсти жить, которую наблюдаем в каждой травинке, а вовсе не являемся исключением во вселенной. Такова химия живого тела. Она живет в малейшем микробе, в червяке… и в нас. Возможно, мы в недрах гигантского механизма, который ищет способы развития, и мы – одна из ветвей, похоже, тупиковая. Биофизик Либерман считал, что всем этим движением управляет вычислительная машина, или что-то в этом роде; она перебирает нас — и разумно бесчувственно удаляет, если не выпеклись, как хотела. «Сволочь бездушная», как говаривал старик Аркадий в романе «Вис виталис». Сволочь, не сволочь, но ясно, что лишена даже проблесков любви и интереса к нам, когда мы кончиками лапок, коготками или пальчиками за нее цепляемся, в попытках выжить и сохраниться. Как детишки в концлагере – « я еще сильный, могу кровь давать…» Какая тут любовь, сочувствие, жалость – нас отбирают по принципам более жестоким и бездушным, чем наших друзей, которых по глупости «младшими» называем…
Наши лучшие и худшие порывы составляют периоды и циклы, витки спирали…
Вот такое понимание. Может возникнуть. Однако, чаще и намека нет, одна мелкая предсмертная суета. Или суетливая вера в чудо, что надсмысл есть, и вот — спасемся… А ведь всё истрачено к концу! Разве что это мизерное понимание, новая иллюзия…
Но сама возможность – радует, хотя вывод печальный. Но любая истина дороже лжи: лжи-то мы нахлебались за все такие длинные… и короткие годы. Под старость они все укорачиваются, это очередная банальность, да… и жизнь представляется кругом Тем, одной-двумя сотнями образов. Которые — все — на одинаковом расстоянии от тебя, и скоро в одну точку сольются.
Никого не хочу пугать. Это, оказывается, не страшно. Потому что — устаешь…
Но чтобы всю эту структуру хотя бы заметить… Нужен масштаб внутреннего зрения.
И достаточно большой кусок времени…
Пожалуйста, охотно или неохотно, но иногда выдают, что удивительно, ведь куда легче умереть, чем жить — возможности постоянно подворачиваются.
Здесь не помешает улыбка. Если мужество позволит — улыбайтесь, ребята.
Итак, выдали время!
Но не бесплатно – стареешь… и теряешь возможность воспользоваться “макроструктурным” взглядом: ни ума, ни таланта, ни сил дополнительных на это уже не дадено.
Но унижаться-плакать не стоит: если хоть каплю мужества не накопил, то всё — зря!.. можно сказать, и не жил.
Значит, что сделано, то сделано.
Что случилось, то и получилось.
Плюс небольшое утешение – почти обо всем можно рассказать.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.