/////////////////////
……………………..
Недавно написал где-то — «как написано — неважно». Меня начали поправлять. И правильно. Автору лучше вообще не говорить. Рот раскроет, и все неправильно. Но это не важно, главное, чтобы делал наоборот.
………..
У меня дядя был настоящий философ. Учился в Германии, диссертацию по Канту защитил. В 20-ые годы. А в советской Эстонии философы были нужны другие. И он переводил эстонских классиков на русский язык. «Война в Махтра». У, он прозу презирал. За приблизительность. — Не пиши «ТАКОЕ»…» — он говорил, — или «КАК» — это еще что такое!..
Я так его подвел… Долго держался, а на старости лет начал прозу писать. Хорошо, он не знает, давно умер. Он говорил — «стоит говорить лишь достойное быть сказанным, и не говорить того, что каждый сам может подумать». И добавлял — «Шопенгауэр. Плохой философ, но в этом прав.»
Так началась моя жизнь. В начале была бессознательной, но недолго, время такое… Опять — такое!.. Зато потом я стал сознательным, даже чересчур. Началось с двух книг, которые мне дядя дал почитать. «Жизнь как воля и представление» Шопенгауэра и «Человеческое, слишком человеческое» Ницше. И немного Гегеля — по старой философской хрестоматии. «Канта тебе рано…» И еще одну книгу подарил — великого психиатра Фореля «Половой вопрос». После нее у меня надолго исчезли вопросы. Но ответы гораздо позже пришли. И не на все вопросы. А тогда мне было 16, можете представить, что за каша в голове. Никак не мог понять, что Маркс и Ленин — философы. И что «жизнь есть способ существования белковых тел».
Потом я 15 лет худлита не читал, наукой занимался. А в 30 потерял память. Переутомился. Все делал по бумажке. По минутам расписывал дела. Письма писал фразами из двух слов. Чтобы до точки не забыть начала предложения. А потом память начала возвращаться, и за пять лет просмотрел книг пятьдесят.
Меня вчера спросили, «что важно?» Не знаю, иногда кажется важного нет вообще. А иногда — все важно… Шопенгауэр сам напыщенно писал -» умственная нищета, запутанность, напыщенность будут рядиться в изысканнейшие выражения и темнейшие речи, чтобы прикрыть тощие, ничтожные и будничные мысли…» Сам-то хорош… Дядя говорил, он не философ, много болтает, и все мимо. Ну, не знаю, не знаю… Чувствую, кто-то за спиной, с ноги на ногу переминается… Неважно, как написано, но длинно — не надо.
………………..