Автор: DM
Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других.
......................................................................................
..........................................................................................................................................
Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.
Посмотреть все записи автора DM
Милый Дан! )
Слов нету!)
И такая просьба,
не отвечайте на этот коммент. Хорошо?)
А картина очень хороша.
Если говорить попроще —
задорна и тиха.
Можно любоваться.
Ну, я попроще. Рафинированная чувственность — это не для меня. Я с уважением к этому, но это чужое. Температура не та. Мне ближе желтое и красное, теплые тона. В виртуозности все предельны, ну, может быть, за исключением Рембрандта-рисовальщика, у него не было предела. И не это определяет значение того или иного художника, и Матисса, в частности. У него несомненные достижения, и не в виртуозности дело. Но это долгий разговор, просто он мне не близок.
Я избегаю читать то, что художники пишут о себе, хотя многие пишут талантливо, например Ван Гог, и Гоген, конечно. Матисса не читал. Мне не кажется, что их живописи слова могут что-то добавить. Чем лучше картины, тем меньше слов о них.
Для человека, который пытается заниматься и живописью и прозой, возникает много сложностей. Мне никогда не удавалось делать одновременно и то и другое, и вовсе не во времени дело. Нет, и все. Долгое время я полгода писал картины, и несколько месяцев писал прозу, потом чередовалось, причем происходило как бы само собой. Есть люди более гармоничные, с более умными картинами, может, им это удавалось, не знаю, в моих скромных пределах было вот так.
Слова Пикассо я всерьез не воспринимаю, просто сказано от чувства, Пикассо ни за кого работать не мог никогда, да и не хотел. Их объединяет с Матиссом отношение к игре в искусстве, пожалуй, а Марке был предельно серьезен, что мне ближе.
Выразительность и сила чувства, искренность, глубина — да,конечно.
Это личность, это внутренний мир личности, это
сумма физических и духовных составляющих — сумма качеств,
которая должна сложиться гармонично…
Матисс…Матисс — элегантен, изящен, изыскан…
прохладный? скорее нежный — осторожно, деликатно
касается листа, лица — созерцает отстраненно,
парит над формой едва касаясь ее…
это утонченная, рафинированная чувственность,
но не поверхностная, не матерьяльная, а иная.
Пределен ли он в своей виртуозности?
Он ведь трудился до последнего.
И сопоставим был не с Альбертом Марке, а с Пикассо,
когда Матисс умер, то Пикассо говорил, что со смертью Матисса
ему приходится писать за двоих.
Нужно поискать в сети трактат Матисса «Заметки живописца»
Искусство в его понимании — плод чувства и ума.
Он говорит о том, что художник должен
отдать всю свою энергию, искренность,
избегать стереотипов…и цвет!
огромное значение придавалось цвету…
Ваши мысли пересекаются с Матиссом!)))
А Вы читали его трактат?
Виртуозность труд, конечно, но почти всегда труд пустой, в искусстве выше всего ценится выразительность, а она очень часто бывает в самых неуклюжих вещах. Выразительность и искренность. Никуда не денешься. То же с литературой. Нет искренности и выразительности, никакой сногсшибательной стилистикой не компенсируешь, такая проза мертва, да и стихи тоже.
…….
«Оттачивание техники» -не цель вообще, если нечего сказать(выразить), то можно очень виртуозно рисовать растоптанный окурок на мостовой, или ничтожную но красивую прозу — это все бесполезно, быстро забывается. Мировые вершины — это высочайшая выразительность, сила чувства. Именно — выразиться полно. Конечно, для этого нужно что-то уметь, но это умение достигается обычно исподволь, и не может быть самоцелью. Тогда оно пусто. Как ни крути, мастерство свое скажет, а дальше — только ваше человеческое лицо, следующая и самая высокая вершина — от того, что вы сами собой представляете, есть ли глубина. Иначе предел достигается с совершенством линии.
Матисс вообще художник небольшой, очень виртуозный, конечно. Он холоден, несмотря на изыски в цвете. Насчет самоцели не знаю.
………
Насчет победы над собой — конечно, согласен.
Просто мы говорили о проявлениях этих побед, внешних проявлениях. Герой как раз тот, кто победил в себе страх. А дальше — он может книгу написать, а может спасти человечество, как получится.
Матисс-Марке, а может все дело в том, от чего художник
отталкивается, что предпочитает, что ему удается-ближе:
кто-то от линии, кто-то от пятна, кто-то график, а кто-то живописец…
а чем плоха виртуозность — ведь это труд и еще раз труд(музыка, танец,
изобразительное искусство и так далее…)
все стремится к совершенству: выразиться полно, а без оттачивания-труда
любой талант сыр и несовершенен…
да, морковка хорошо и без нее никак)))
Дан, а Вы полагаете, что Матисс застопорился-зациклился на
достижении виртуозности линии: сделал это самоцелью?
*Подвиги, дааа…тема))
Никто не спасет человека от него же самого)
нет таких героев, а как говорили древние…самая важная
победа — это победа над собой: над своим невежеством, косностью, страхом, слабостью и так далее…
Понял. Очень по-разному. Первые десять лет я рисовал и писал картины не меньше десяти часов в сутки, к тому же еще ходил на работу тогда. Потом меньше. Не знаю, картинки я обычно писал за 1-2 часа максимум, а на следующий день, если она получилась, делал мизерные поправки, и осторожно. А если не получилась — забывал. С рисунками. Бывали большие серии. Как-то я за ночь сделал сотни две зарисовок, небольших, пером, из них как-то получилось больше ста, а если строго — ну 8-10, не более. Это редко. Вообще меня мой учитель отговаривал от этимх «моментальных» зарисовок, хотя иногда они получались. Они ничему не учат, разыгрывается только то, что уже есть «в руке», этом можно достичь виртуозности, при повторах, но это недорого стоит, и опасно, можно застрять на этом. Как это было у Матисса, и как это преодолел Марке, потому что не гнался за виртуозной линией, а как живописец много рисовал пятнами. Ну, не знаю…
А из чего растет… Сложный вопрос, не знаю. У меня есть рассказик — там герою советуют — «нужно есть морковь…»
Серии — это в сущности ремесленное оттачивание какой-то одной удачи, и потому штука ненадежная.
………….
Про подвиги. А Вы посмотрите, кто через полсотни лет остается, о ком помнят? Мало что изменилось по существу. Когда все более-менее, говорят слова — «удача, комфорт, бизнес, деньги», или даже — ум, талант… А когда становится худо, просят — ну, дайте нам, дайте героя, чтобы спас…
Просто в общем люди стали жить богаче, комфортней, и даже жир их агитируют сбавлять без труда, и все делать без труда… А как до дела доходит — тот же кровавый пот, никуда не денешься.
сеанс — исполнение чего-либо в определенный
промежуток времени без перерыва (в моем понимании)
*а мне интересны серии, процесс: как, что, из чего растет))
**да, а герои? прежде это были завоеватели, открыватели, спасатели…
воины, а сейчас? они не герои? есть ли место подвигу, а может
это уже совсем не нужно или уступило место чему-то другому?
сместились точки полей битв? скажем в финансовую или
интеллектуальную область?
А что такое — сеанс?
Во-первых, никакой натуры передо мной нет. Я сижу перед листом.
Разумеется, я знаю, что хочу нарисовать фигуру, которая при этом, в каком-то напряжении, что-то делает, например, рисует. Напряжение — это важно.
Дальше я макая палочку в тушь, и начинаю. Насколько я помню, я сделал, один за другим, три рисунка. В одном не понравилась голова, уж слишком велика, меня это редко останавливает, но тут что-то заклинило… Сделав третий, я почувствовал, что достаточно, дальше не интересно. Сколько это заняло времени. Давно было, ну, я думаю, минуты…
Сейчас я выбирал между листами, и выбрал этот. Мог бы вывесить и другие, но зачем? Обычно я думаю — «зачем?» когда уже поздно, но в Интернете такая суета с вывешиванием, она меня останавливает.
хороший лист)
остро, угловато, но округлая женственность…
Дан, а сколько рисунков обычно за сеанс получается?