…………………………………………….

Тридцать лет занимаюсь живописью и графикой. Больше двадцати лет пишу прозу. Ни живопись, ни графика, ни проза, да и литература в целом меня не интересуют. За последние десять лет я не прочитал до конца ни одной книги. Да что десять, и за двадцать лет пяти книг не наберу. И в то же время, занимаюсь делами, которые меня глубоко трогают. Да что трогают – ранят и уязвляют до полного истощения сил и возможностей. И не могу сказать, что такой уж замкнутый на себе тип – многие человеческие и звериные драмы вошли в мою жизнь, часть ее.
В чем тут дело…
Меня не интересует, не волнует само искусство. Как профессия, занятие, круг людей, профессиональная среда, как способ добывания денег… более того – как искусственный, разработанный культурой способ (способы, конечно, их много) отображения мира и себя. Все это — приставка, суффикс, оболочка, но не корень.
Редко, страшно редко через искусственную, изысканно и красиво выстроенную оболочку просвечивает, пробивается настоящий голос человека — потерявший красивость и заученную артистическую звучность не прикрашенный звук, образ, цвет. Я могу по пальцам сосчитать – героев, авторов, картины, книги, рисунки, которые меня потрясли и изменили. А ведь только это важно, все остальное – приставки, суффиксы и оболочки, их и без искусства в жизни предостаточно. Можно сказать, покачав головой, вот если б побольше он смотрел, видел, читал, то и больше было бы вокруг него, потому что хорошего и сильного на свете много. Не очень много, единицы, это первое. Второе… Мне достаточно. Друзья приобретаются обычно в детстве и юности, а потом очень медленно и неохотно прирастают… Важно, чтобы образовался полный круг, и чтоб внутри этого круга, среди своих, пусть лучше, старше тебя, ты мог бы делать свое, может не такое глубокое и пронзительное, но не менее искренное, честное… неискусственное, и всё из глубины, из глубины…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

: 8 комментариев

  1. Спасибо и Вам за отклик. Важная для меня тема.
    Да, способ, метод…

  2. Волею судеб мне очень знакомо то, что Вы говорите сейчас об искусстве. Знакомо ещё и потому, что я погружён в различные искусства одновременно. И, как это не удивительно, я очень понимаю Ваши слова о том, что Вас не волнует само искусство. Искусства — этого предмета, действия, результата — словно бы и нет. Это не то, «ради чего», а то, «что». Это духовность и рычаг для сотрясения земли.
    Спасибо Вам за Ваше п р и с у т с т в и е.

  3. Знаете, я вот читаю ваши посты и радуюсь, что вот такой человек есть, который так жизнь любит, что даже проблемы зверей на уровень человеческий поднимает. И правильно, что Вы книг не читаете и влияние не испытываете, так чище душа в строчках видна. Спасибо Вам.

  4. Ну, это как раз отличная тема для романа. Или хотя бы повести. А что называть по пальцам… Можно только испортить замысел :-))
    К тому же, это не так просто. Я ведь не был знаком с Рембрандтом 🙂 Я бы сказал — Рем и его «Кухня», его графика, то есть, это не «лицо» в полном смысле, кто его знает… Это то, что отразилось в конкретных работах.
    Я люблю Яковлева с некоторыми его цветками (но совсем не со всеми). Люблю Толстого Льва с «Хаджи Муратом», но терпеть не могу в «Воскресеньи»…

    То есть, речь идет о том лице, которое складывается у меня при чтении вещей,близких мне. Потом, это вовсе не обязательно классик, и вообще, известный человек. Я помню историю с «братом Конецкого», которого долгие годы считали просто графоманом, и вдруг он написал странную талантливую вещь «Мореплаватель», она была в «Новом мире», и знаменитый брат (для меня!) — остался просто способный болтун, по сравнению… А что дальше — не знаю…
    Нас изменяют не искусство, то есть, искусственный способ (чего, не уточняю, долго) а примеры жизни людей, ничто рядом поставить просто невозможно. Причем эти люди могут быть и современники, и давно умершие, и… литературные и живописные герои, и даже вещи, картины, оловянные солдатики, да кто и что угодно! это все едино.

  5. Перечислите, пожалуйста тех, которых «по пальцам»?
    (о некоторых я догадываюсь: Рембранд, Яковлев, Заходер, а ещё?)

  6. Думаю, что МОЖЕТ БЫТЬ гораздо больше, чем профессия. Об этом говорит очень хорошее прикладное мастерство, которое владеет всеми профессиональными навыками, и все-таки… не выполняет этого-того, о чем мы выше говорим 🙂
    Служащее развлечению, отвлечению, и совсем не только шоу-бизнес, а вполне доброкачественное, но предъявляющее меньше требований к нам, а мы совсем не всегда на высоте собственных требований :-))
    Ну, я думаю, тут нет спора, вопрос скорей терминологический. Священник-проповедник это профессия? Ну, да, но… очень хороший проповедник — больше чем профессия.
    «Стать тем» — о чем мы говорим, это ведь не профессиональная, а человеческая задача. Где-то на высотах профессионализма встает преграда, дальше которой невыносимо трудно- это собственное человеческое лицо, свойство личности. Насколько она мелка или глубока.

  7. Я могу по пальцам сосчитать – героев, авторов, картины, книги, рисунки, которые меня потрясли и изменили… но стать тем кто для кого-то что-то изменит — это и есть искусство как профессия

Обсуждение закрыто.