…………………………………..
Как-то, возвращаясь с одного из семинаров в отдаленном крыле здания, Марк решил спрямить путь и скоро оказался в тупике — перед ним свежая цементная нашлепка. Сбоку дверь, он стучится, открывают. На пороге щеголеватый мужчина лет шестидесяти, лицо смуглое, тонкое, с большим горбатым носом. Комната без окон, два диванчика, потертый коврик, цветной телевизор в углу, и пульт на стене, с разноцветными лампочками. Пожарная защита, старик — пожарник.
— Вы отклонились, здесь ремонтные работы. Но возвращаться не надо, — он показывает на дверь в глубине помещения, — по запасному выходу, и направо.
И вроде бы все, но возникает взаимный интерес. Оказывается, старик философ.
— Что такое ум?.. Способность различать, разделять похожее…
Вот тебе раз, тоскливо подумал Марк. Ему не хотелось определений, формул, афоризмов… устал от них. Когда-то только этим и занимался — размышлял о жизни, о смерти, любви, сознании, уме, предназначении человека, ненавистной ему случайности… в наивной вере, что можно, переставляя слова, что-то решить. Нет и нет! Теперь он, человек науки, сразу хочет знать — «что вы имеете в виду? Что за словами и понятиями?..» На этом разговор чаще всего кончается, ведь мало кто знает, что имеет в виду… Но теперь перед ним не сверстник, которого легко поставить на место, а старик — волнуется, переживает…
— Не скажите, — промямлил юноша, — важно и умение видеть в разном общее, значит, наоборот — объединять…
Попался! Зачем, зачем он это сказал! Старик тут же вцепился в него, сверля глазами, ядовитым и каверзным тоном задавая вопросы. Марк нехотя отвечает, где-то запинается… Ага! Тот ему новый вопрос, не слушая ответа, ждет запинки, и снова спрашивает, словно обличает. Спор отчаянно блуждает, все больше удаляясь от начала — промелькнула религия, пробежались по основам мироздания, захватили философов древности с их заблуждениями, снизошли до прозы, поспешно удалились на вершины морали и этики, обличили православие, похвалили католицизм, грязью облили еврейский фанатизм, и дальше, дальше…
Марк чувствует, что уже противен сам себе, но остановиться не может, подгоняемый ураганными вопросами и всем желчным зловещим видом старого спорщика… Наконец, он каким-то чудом выкрутился, прополз на брюхе, сдался под хохот торжествующего схоласта, и, кое-как улыбнувшись, нырнул в заднюю дверь.
……………………………………………
Пусть придет в себя, а мы немного отвлечемся. Отдышавшись, старик, его звали Яков, усмирил сердце валидолом. Вялость и равнодушие давно заменяли ему истинный мир. Время от времени, как сегодня, он пришпоривал себя, понукал, стыдил за худосочность, стегал, как старую клячу… И все напрасно! Любовь, интерес и любопытство обладают свойством сворачиваться в клубок, замыкаться, терять силу, как только чувствуют принуждение или даже упорное внимание.
Когда-то он был сторонником активного проникновения философии в жизнь для передовых преобразований, гордость за разум освещала его породистое лицо. Сын коммерсанта из Прибалтики, он учился философии в стране философов, в Германии, потом вернулся домой, преподавал какое-то современное учение, призывающее к практической пользе…
И вдруг жизнь перестает подчиняться разумной философии. Она и раньше-то не очень подчинялась, но при желании можно было отыскать логическую нить… или не обращать внимания на отклонения практики от теории. А теперь разум решительно отвергнут, немцы на пороге маленькой страны, он должен выбирать. Бежать от бывших друзей? Неужто за несколько лет могло взбеситься могучее племя поэтов и мудрецов?..
А слухи носятся один зловещей другого, евреев, говорят, не щадят… Он решает остаться, пренебречь, выразить свое недоверие безумию и злу. Провожает друзей на пароход, последний… И тут словно кто-то дергает его за полу и отчетливо говорит на ухо — «иди…» И он, как был, даже без чемоданчика, садится на корабль и плывет, впервые в жизни подчинившись не разуму, а неясному голосу. Корабль бомбят, он идет ко дну, и наш философ оказывается в ноябрьском море, тонет, поскольку не умеет плавать… И тут снова ему голос — приглашает ухватиться за кусок дерева, случайно проплывающий мимо. И он держится, плавает в ледяной воде. Всего двадцать минут. Спасательный катер, его заметили, вытаскивают, приводят в чувство, отогревают… он чудом выжил…
Но за эти двадцать минут его философия перевернулась, затонула. Любые рассуждения о жизни с тех пор казались ему лживыми, бесполезными заклинаниями бешеных сил, которые правят миром. Он оставил философию, и, поскольку ничего другого не умел, то долго бедствовал, пока не прибился к тихому берегу.
Жизнь его с тех пор перестала зависеть от идей, он потерял живое чувство по отношению к разуму, ходам логики, всему, чем раньше восхищался; осталась привычка к слову. Самая важная часть его существа оказалась сметена, стерта в те проклятые минуты, когда он болтался по волнам, ожидая катера, которого могло и не быть. Проще говоря, он потерял интерес, а вместо него приобрел — тошноту. Все остальные чувства, кроме забытых им, он сохранил и даже упрочил, особенно самые простые, и остался, несомненно, нормальным человеком: ведь куда ни глянь, мы видим разнообразные примеры бесчувствия, отчего же бесчувствие по отношению к мысли должно казаться особенным? Каждый раз, бросаясь в спор, изображая страсть, он надеялся, что интерес вернется… Нет! Более того, такие попытки ему не сходили даром: презирая себя, он жевал пресные слова, и много дней после этого не мог избавиться от вкуса рвоты во рту… Потом забывалось, и язык, память, навыки снова подводили его — хотелось попробовать еще разик, не пробудят ли знакомые слова в нем прежние чувства?..
Хватит! Он подошел к зеркалу, разинул рот и долго изучал длинный пожелтевший клык, который торчал из нижней челюсти угрожающим островом; жизнь еле теплилась в нем, но все же он защищал вход в полость. Яков подумал — и решительно схватив зуб двумя пальцами, жестоко потряс его. Зуб хрястнул, покачнулся, и, сделав еще одно отчаянное усилие, бывший философ вывернул полумертвый обломок. Промыл рот ледяной водой, со стоном утерся — и удовлетворенно вздохнул: теперь он должен будет молчать. Он был щеголем и стыдился признаков увядания.
Re: № 82.131.35.248 Re: из Таллинна шел на этот раз через Стокго
У меня есть две програмки
NeoTrace pro
и
WhatsUp gold
Первая красивей, в ней есть карта мира, и я вижу весь путь сигнала по странам.
Их можно скачать из сети, в trial -варианте точно, но можно и «лекарство» скачать, чтобы не упрямилась, забыла про сроки 🙂
До недавнего времени у нас можно было купить и CD со всеми программами, сейчас тоже можно.
№ 82.131.35.248 Re: фотографии Таллинна, моря..
Спасибо Вам. Мне тоже нравится.. не фотографии, конечно, море 😉
№ 82.131.35.248 Re: из Таллинна шел на этот раз через Стокголь
Спасибо, а то я уж начал думать, что Глеб — это незнакомое мне слово в нашем «Великом и могучем» ;о)
Очень любопытно, а как Вы этот сигнал отслеживаете ?
Re: № 82.131.35.248 Re: Вы недовольны стилем…
Смотрел сегодня Ваши фотографии Таллинна, моря. Спасибо.
Re: № 82.131.35.248 Re: Вы недовольны стилем…
Понял. Извините, этого Глеба мне нужно убрать. Так бывает, когда вывешиваешь ФРАГМЕНТ вещи, тянутся связи, которые читатель не понимает.
Сейчас уберу.
С уважением Дан
Люблю смотреть, как идет сигнал, из Таллинна шел на этот раз через Стокгольм.
№ 82.131.35.248 Re: Вы недовольны стилем…
Спасибо, всем доволен. Фрагмент понравился.
Я не понял, что такое — «Глеб пристроил..» Прочёл Глеб как имя, а это у Вас нечто иное ? ;о)
Re: Зануда:
Извините, такая связь.
А что Вас удивляет, разве тупичок не теплое местечко? :-))
Или я что-то не понял?
Там весь Институт состоит из тупиков, такое вот сооружение. А посредине вообще провал. А в подвалах сидят и опустошают цистерну со спиртом люди, которых все давно забыли, они никогда не поднимаются на поверхность… Там течь в цистерне, они подсунули полотенце, а потом отжимают его в ночной горшок, ну, просто другой посудины у них не нашлось 🙂
Или Вы недовольны стилем, так это у меня бывает :-))
Зануда:
Так, извините, _Марк решил спрямить путь_ или _Глеб пристроил в теплом месте_ ?
Щеголи точно не все, у меня один кот щеголь, а другой хипарь настоящий, но авторитет 🙂
А вот философствуем — все, конечно 🙂
Роман не совсем реалистический, он с элементами гротеска, фантастики.
Отсюда и персонажи. Но в целом вещь серьезная и скучная, недаром до конца ее дочитали единицы :-))
…Все мы щеголи… И философы.