…………………………………..
Набросок, который скорей относится к Состоянию, чем к Настроению.
……………….
(отрывок из повести «Предчувствие беды»)
Я, видимо, буду временами помещать здесь отрывки из этой повести. Почему этой?
Потому что опубликовать ее на бумаге шансов меньше, чем у любой другой моей повести. Она специфическая, может быть интересна только узкому кругу людей. Это история взаимоотношений знатока и коллекционера живописи Лео и талантливого художника Мигеля (Лева и Миша, наверное 🙂
…………………..
*********************
Как-то сидел в своем кресле перед осенним небом… прошлой осенью, да… Мигеля больше нет, новых картин не будет. Жизнь катилась в холод и темноту. И я подумал, не хватит ли… стоит ли ждать боли и маразма? На глубокие истины не претендую, но в общих чертах понял, как все устроено, чего ждать от себя, от людей, от всего живого мира, с которым связан… Тем более, как медик, имею все возможности безболезненно удалиться. Бога не боюсь, готов распорядиться собой, как сочту нужным.
***
Нет, кое-какой интерес еще остался, и главное, привязанность к искусству, без нее, наверное, не выжил бы… Спокойные домашние вечера, рассматривание изображений… это немало. Надежда еще есть — через глухоту и пустоту протянуть руку будущим разумным существам, не отравленным нынешней барахолкой. Как по-другому назовешь то, что процветает в мире — блошиный рынок, барахолка. А вот придут ли те, кто захочет оглянуться, соединить разорванные нити?
Я не люблю выкрики, споры, высокомерие якобы «новых», болтовню о школах и направлениях, хлеб искусствоведов… Но если разобраться, имею свои пристрастия. Мое собрание сложилось постепенно и незаметно, строилось как бы изнутри меня, я искал все, что вызывало во мне сильный и моментальный ответ, собирал то, что тревожит, будоражит, и тут же входит в жизнь. Словно свою дорогую вещь находишь среди чужого хлама. Неважно, что послужило поводом для изображения — сюжет, детали отступают, с ними отходят на задний план красоты цвета, фактура, композиционные изыски… Что же остается?
Мне важно, чтобы в картинах с особой силой было выражено внутреннее состояние художника. Не мимолетное впечатление импрессионизма, а чувство устойчивое и долговременное, его-то я и называю Состоянием. Остановленный момент внутреннего переживания. В сущности, сама жизнь мне кажется перетеканием в ряду внутренних состояний. Картинки позволяют пройтись по собственным следам, и я с все чаще ухожу к себе, в тишине смотрю простые изображения, старые рисунки…
Отталкиваясь от них, я начинаю плыть по цепочкам своих воспоминаний.
Живопись Состояний моя страсть. Цепь перетекающих состояний — моя жизнь.
Отвечать всегда стараюсь, но что я могу Вам ответить? Здесь нет вопроса 🙂
Тем более, что о художниках мало что знаю, никогда не писал, кроме чисто художественных впечатлений, как например повесть «Паоло и Рем»
Насчет образа зрителю видней, художник обычно видит в своих картинах совсем другое, чем зритель и критик.
Насчет слова… Не знаю. Я думаю, дело в том, что я старый, и у меня было время подумать. При этом я глубоким умом никогда не отличался 🙂 Анализ мне противопоказан вообще 🙂
Просто я стараюсь то немногое, что мне дано, передать точно, то есть адекватно своему состоянию.
как будто я спрашиваю — вы отвечаете, но я не успею раскрыть рот, как уже вижу, слышу монолог.
поразительно — особено если учесть что я написала не меньшн днесятк а статей о художниках
состояние — подразумевается всегда, но выбивается на поверхность редко
цепь перетекающий состояний! надо же.
Не видела я такого точного вплощения чувств в образ и слово одновременно