Я уже приводил здесь отрывки из этой повести, писалась она в 1984-1985гг, напечатана Киром Булычевым в выходившей под его редакцией серии «Цех фантастов» (выпуск 91-го года)
Герой повести, старый художник, возвращается после длительного заключения в родной город, в свою заброшенную квартиру. В городе странная власть — на одном краю города, несколько стариков — в доме номер 20, на другом краю, у реки. Город населяет множество зверей, с которыми власть ведет борьбу.
Я иногда беру эту книжку, перечитываю — и вижу: единственный раз в жизни мне удалось что-то важное предсказать :-))
…………………………………………
Книга о погоде, котах и всем прочем
Вот так, друг Филя, мне разрешили писать о погоде, это чудесно, ведь, в конечном счете, от нее зависит все наше будущее. Я напишу о сияющих желтых и красных листьях, о небе, о полях и лесах, об оврагах… Об оврагах? Пожалуй, это ни к чему… Но я смогу писать о солнце, о закатах и восходах, тепле, о котором мечтаю, о свете, который льётся с неба, и как он проходит через зеленый листок— летний, и через прозрачный—осенний, и что с этим светом делается в стаканах и графинах, в комнатах и подвалах… Подвалах? Нет, лучше не надо о них. Мне достаточно погоды, она так разнообразна и изменчива. Ты слышал, Филя, говорят, она зависит от котов. Нет, нет, это другая ступень— коты, нельзя о них писать, нельзя! Дались они тебе! Да и как о них писать? Разве можно рассказать о прыжке, который не улавливает глаз? Я бы сравнил его, пожалуй, с твердым знаком в слове; на согласном мгновенная задержка — собираем силы… молниеносный перекат — и мы уже на гласной… А как рассказать о богатстве звучания согласных— «м», «с» и «р», запертых в зубастом рту за коричневой полоской плотно сжатых губ? И даже о бешенстве летящих гласных—«э», «я» и «у»—таких простых, казалось бы,—ведь тоже не расскажешь… А взгляд? Один только мимолетный взгляд Феликса, обративший в бегство смельчака Криса,какой он? Можно сказать, что был он желтый, а что еще? И ведь они такие разные — эти коты! Вася-тонкий, стремительный и таинственный, ускользающий от нас в свою страну, в тишину домика на окраине… Крис—могучий, быстрый, простой, добрый, с тяжелым детством, не уверен в себе и хвост не держит как надо… но нагловат иногда, что поделаешь… А вот мой Феликс, обросший густой шерстью, суровый, решительный старый кот… Вот Серж — красавец, но простоватый малый, флегматик и домосед… А Люська? Привлекательная, между нами говоря, кошка, но совершенно невозможная стерва… И этот несчастный серый котик, жертва эволюции и собственной слабости, побитый Феликсом, слезы льющий на пбдоконник… И другие, и другие… А Пушок? Тут не знаешь даже, как подступиться… с его головой, со всей этой печальной историей, так напоминающей нам о людях… А Бим? Ведь обещал! Но хоть взглянуть бы разик на него, не бронзового и стального, а обычного пса…. Люди и коты населяют наше убегающее вниз кривое пространство — холм, спускающийся к реке. А собаки? Разве Артист не фигура? И этот мимолетный Кузя, который не дает ему спуску нигде и никогда…
Удивительна, в сущности, эта жажда писать слова. Что они могут? А ничего… Всегда, всегда рядом с людьми, уничтожающими друг друга с поразительной последовательностью, существовал ясный ум и прозрачный язык. Всегда какой-нибудь Монтень во время чумы скитался по дорогам. И все уживается как-то — тут же мыслят и говорят —и мычат, скрипят и воют…
Впрочем, не слишком ли я разговорился? Так приятно вдруг стать разрешенным, что не сразу чувствуешь на плече тяжелую ласковую руку, и начинаешь фантазировать: вот это напишу, вот это… и напечатают?.. немыслимое дело… Про погоду! Вот удача! Про погоду…
Кинулся просматривать свои тайные записи, вдруг что-то удастся выудить для печати, мучился, разрывался — и разрывал живое… А потом понял — нет, пусть молодые бегут за поездом. Погода неотделима от котов, коты от погоды… а что говорить обо всем остальном…
Это не я, в Жасмине, это Саша Кошкин говорил.
Есть такая тонкая и прозрачная оболочка, или грань, но она непреодолима… если автор не мемуары пишет 🙂
Извините, много ошибок.
Да и не надо отвечать — то не комплимент, а мое личное мнение. Но зачем я буду писать то, что не думаю?
«мне нравится…» — мне многое нравится, даже очень многое, (кхм, кроме культовых писателей), но гениальным я нахожу лишь крупицы из написанного людьми — моими современниками. Уж разрешите мне выражать мое мнение 🙂 Это Ваш lj, можете смыть, как Вы выразились 🙂 Может быть, в моих словах и звучит время — но, надеюсь, это звучит будущее время 🙂 Ведь я вижу не только то, что сегодня пишется-рисуется, но и то, что было написано-нарисовано вчера, я же сравниваю Ваши работы с их работами.
Я же не пишу, что Вы гениальный, — Ваши работы гениальны. Но Вы же сами, САМИ написали следующее:
«А потом я даже плакал, КОГДА ВИДЕЛ НА БУМАГЕ, ЧТО ПОЛУЧАЛОСЬ, А ОТКУДА БРАЛОСЬ, НЕ ЗНАЮ.» (Ваш повесть «Жасмин» — я эти слова, выделенные мною, навсегда запомню).
Ну не могу же я писать — «симпатично, нравится», — если вижу другое. Вижу такое, что даже описанию не поддается, а вот «гениально» — верное определение. Написать — «гениально, ИМХО»??? 🙂
По поводу первого ответа. Всерьез ведь на такие комплименты отвечать невозможно. Если б Вы написали — «мне нравится», то я бы вежливо ответил — «спасибо» или «пожалуйста»
В Ваших словах звучит время. Оно суетливо и бедно талантами, потому что таланты от искусства сильно отвлечены, у талантов — жизненные соблазны. Но каждому времени хочется называть своих талантов превосходными именами, и чем время более серо, тем имена эти становятся все пышней.
Вот появились «культовые писатели», например.
Знаете, когда писал Бальзак, то больше всего им интересовались ростовщики, а не читатели. И это был здоровый интерес. :-))
>…о свете, который льётся с неба, и как он проходит через зеленый листок— летний, и через прозрачный—осенний, и что с этим светом делается в стаканах и графинах, в комнатах и подвалах…
!