/////////////////////
В старости нет ни одного явного преимущества перед молодостью, ни по части ума, ни по таланту, одни потери и мелкие неудобства.
Так неужели ничего, и все зря?
Пожалуй, да. Греет только результат, мизерный, он как бутылка с запиской, выброшенная на обочину, в канаву, которая вдоль скоростного шоссе… или нашей сельской, в рытвинах, такая дорожка почему-то больше устраивает… а тебя увозят, увозят…
Все-таки две мелкие вещички я бы отметил. Первое — странная способность читать по лицам, по глазам гораздо больше, чем раньше. Не доверять словам, и даже поступки неоднозначно указывают, а вот по лицам, по глазам… Только, зачем? Этому не научаются, приходит само, и никого не научить, к тому же, довольно горький опыт, потому что много мелкого видишь — мелкого. Но люди, человеки все, и ты такой…
Второе, что и не греет, и не обнадеживает, и не дается как бы само собой, а может быть, может и не быть, но возможность, которую раньше просто НЕ реализовать было.
Мой учитель Мартинсон любил слово МАКРОСТРУКТУРА — он первый стал говорить о макроструктуре белков. Сколько верных хороших слов уходит в неизвестность вместе с людьми их выразившими… а потом эти же словечки, мысли возникают снова, и ни в одном глазу, конечно, — никто не помнит, что, вот, было уже, было, и человек жизнь за это отдал… Сволочная природа жизни налицо: Исключая мусор, который забивает баки истории и соответствующие ему наши мелкие черты — человек по своим возможностям гораздо глубже и значительней любой конкретной жизни, любой истории, в которую попадает как домашняя птица в суп.
Так вот, преодолевая старческие растекания по древу — макроструктуру имеет И конкретная наша жизнь, и наши лучшие и худшие порывы составляют периоды и циклы, и витки спирали. Но чтоб это заметить в большом масштабе, и на себе, что особо важно — на себе, {(( впрочем и некстати вопрос: зачем нам знание, которое к себе неприложимо 🙂 }- требуется большой кусок времени, и пожалуйста, тебе его с охотой выдают, но… приобретение не проходит безнаказанно, — стареешь и теряешь возможность воспользоваться макроструктурным взглядом, ни ума, ни таланта, ни сил на это дополнительных не дадено. Но есть теплое пятно — что-то можно рассказать. Но есть холодное пятно — трудно понять макроструктуру тому, у кого она еще в эмбриональном состоянии свернутая, лежит где-то, если придерживаться преформизма, а так и вовсе не лежит нигде. И как ему, лишенному и счастливому еще — понять? Опять же, бутылка с запиской в канаве…
А если конкретней? С чего начал, тем и кончил. Первая повесть «ЛЧК» — город заброшен, проваливается под землю. Повесть — «Последний дом» — последняя в цикле — и снова заброшен город, опять-таки проваливается под землю. Но если в начале — под влиянием природных сил, в основном, то в конце — чисто наше достижение, сами построили, сами провалили. Есть ли в этом оптимизьм?
МЕЛКАЯ ФИЛОСОФИЯ на глубоких местах: 10 комментариев
Обсуждение закрыто.
Спасибо! С таклй жадностью насмотрелась:) Хочу в натуре все это посмотреть, ужасно хочу!
Посмотрите, у меня есть немного
http://www.periscope.ru/prs98_2/pr4/best/centr.htm
А вообще в Интернете всего много
Да, про математиков и поэтов я тоже это поняла.
Впечатляющая статистика. И не думаю, что она случайна. Как-то таинственно это связано именно с творчеством мне кажется. Только я, к стыду своему, почти половину этих художников не знаю:( И была уверена, что уж экспрессионисты-то должны были жить недолго, и творить только в молодости:)
Эта энергия наполовину из чего-то вроде тщеславия, «завоевания мира», что ли 🙂 И вторая половина — это когда энергия творчества так и прет :-), здесь и жизненные силы, и желание сказать(открыть) свое, и интерес, любопытство к миру. Соотношения могут быть разными, мне больше симпатичны не тщеславные, а сосредоточенные на своем творчестве.
В молодости сильней математики и поэты, да, у них «пик» наступает рано. Хотя бывают исключения. Прозаики обычно «созревают» позже. Художники творят до глубокой старости (или умирают рано). Я как-то посмотрел сколько лет жили крупнейшие экспрессионисты. Можете сами посмотреть мою таблицу:
http://www.periscope.ru/prs98_2/pr4/best/time.htm
Или умирали до сорока, или жили 80-90 лет, среднего почти не было. Это забавно, я не пытался объяснить, слишком плохо зхнаю историю искусства, но тем не менее, факт есть факт 🙂
Я могу только догадываться, что такое эта энергия:) В отношении творчества. Хотя, она и в отношении других вещей нужна. Видимо, она-то и иссякает к старости.
Интересно, в молодости я думала, что писать, рисовать, творить, могут только молодые. Я была уверена в этом. А теперь я с трудом понимаю, как могут писать молодые, и даже что-то получается у них:)
простите, прервалось что-то…
мой интерес к людям существенно поистощился.
А моя способность увидеть свою жизнь как макроструктуру, а может и что-то понять в чужой — тоже малоинтересны: свою я почти прожил, а разбираться в чужих… людям это не нужно, да и я не очень хочу — предпочитаю писать прозу, там тоже люди, и там я могу вмешиваться и устраивать все так, как мне нравится 🙂
Так что, конечно, речь не об оптимизме, это скорей не вопрос, а утверждение 🙂
Всего доброго. Желаю Вам применить свой опыт к своей жизни, может, у Вас получится. Только учтите, что время и силы не бесконечны, а ошибки умных обычно не лучше, чем ошибки глупых, более того, часто они скучней 🙂
Об оптимизме речь и не идет, в том-то и дело, что никакого оптимизма быть не может 🙂
Чужие ошибки могут предостеречь Вас от больших глупостей, но вряд ли помогут решить свои вопросы. Чужой опыт весьма противоречив 🙂
Надежды на жизненный опыт маловато. Хотя первое, о чем написал, способность читать по лицам, сюда относится. Способность представить себе человека по его комменту тоже относится к опыту, конечно 🙂
И способность посмотреть на свою жизнь как на «макроструктуру» тоже далеко не глупость.
Разговор о том, что этого маловато, и это все не очень применимо. Что толку от того, что я разбираюсь в людях? Мне не очень уже нравится в них разбираться, я довольно видел чужих глупостей, и делал свои, чтобы мо
Умные люди учатся на чужих ошибках. Глупые — на своих.
Человек с богатым жизненным опытом не может по такому определению быть мудрым. Он глуп. А человек, который не может применить к себе свой же жизненный опыт за ненадобностью оного — вдвойне глуп.
Так о каком оптимизме может идти речь?
Насчет провала — не знаю 🙂
Насчет чувства, так это мне мама еще говорила, ей было за 60, но она говорит, «не могу в это поверить, я все такая же…»
Да, ощущение есть такое, что ничего не изменилось.
Некоторые вещи ясней стали, да. Но печально — я сейчас могу написать почти все, то есть, умения хватает, но… зачем? Постоянно приходится себя уговаривать, что «смысл имеет». Толстой называл это «энергией заблуждения». Что все нужно, полезно и безумно интересно — и ново. конечно, ново! :-)))
И этого должно хватать на вещь, чтобы дописать до конца. Остальное — просто мелочи по сравнению с этим, нужна эта энергия, что нужно. У молодых ее полно, иногда смешно смотреть, как стихи льются потоком, и в лучшем случае 99% — пусть неплохих, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, они же должны быть как на камне высечены, а не просто междусобойчик…
А иногда завидно, много сил нужно потратить, чтобы убедить себя в неправде — что НУЖНО :-))))))))))
Всего! Дан
А может, не совсем провалился? 🙂 Может, как град Китеж?
Вместо мудрости опытность. Вот что у меня происходит к старости:) И зачем этот опыт, когда жизнь кончается? Дети свой хотят наживать, им мой не нужен. И это узнавание по глазам тоже ни к чему. На новые дружбы и отношения нет уже ни задора, ни сил. Старые бы не растерять.
И все же странное чувство где-то внутри, что все еще только начинается, это временно все, не по-настоящему еще старость.