СТАРЕНЬКОЕ

Фрагмент из романа «ВИС ВИТАЛИС»

ЗАТМЕНИЕ
Именно в тот самый день… Это потом мы говорим «именно», а тогда был обычный день — до пяти, а дальше затмение. На солнце, якобы, ляжет тень луны, такая плотная, что ни единого лучика не пропустит. «Вранье,» — говорила женщина, продавшая Аркадию картошку. Она уже не верила в крокодила, который «солнце проглотил», но поверить в тень тоже не могла. Да и как тогда объяснишь ветерок смятения и ужаса, который проносится над затихшим пейзажем, и пойми, попробуй, почему звери, знающие ночь, не находят себе места, деревья недовольно трясут лохматыми головами, вода в реке грозит выплеснуться на берег… я уж не говорю о морях и океанах, которые слишком далеко от нас.
Наступило пять часов. У Аркадия не просто стеклышко, а телескоп с дымчатым фильтром. Они устроились у окна, навели трубу на бешеное пламя, ограниченное сферой, тоже колдовство, шутил Аркадий, не понимающий квантовых основ. Мысли лезли в голову Марку дурные, беспорядочные, он был возбужден, чего-то ждал, с ним давно такого не было.
Началось. Тень в точный час и миг оказалась на месте, пошла наползать, стало страшно: вроде бы маленькое пятнышко надвигается на небольшой кружок, но чувствуется — они велики, а мы, хотя можем пальцем прикрыть, чтобы не видеть — малы, малы…
Как солнце ни лохматилось, ни упиралось — вставало на дыбы, извергало пламя — суровая тень побеждала. Сначала чуть потускнело в воздухе, поскучнело; первым потерпел поражение цвет, света еще хватало… Неестественно быстро сгустились сумерки… Но и это еще что… Подумаешь, невидаль… Когда же остался узкий серпик, подобие молодой луны, но бесконечно старый и усталый, то возникло недоумение — разве такое возможно? Что за, скажите на милость, игра? Мы не игрушки, чтобы с нами так шутить — включим, выключим… Такие события нас не устраивают, мы света хотим!..
Наконец, слабый лучик исчез, на месте огня засветился едва заметный обруч, вот и он погас, земля в замешательстве остановилась.
— Смотрите, — Аркадий снова прильнул к трубе, предложив Марку боковую трубку. Тот ощупью нашел ее, глянул — на месте солнца что-то было, дыра или выпуклость на ровной тверди.
— Сколько еще? — хрипло спросил Марк.
— Минута.
Вдруг не появится… Его охватил темный ужас, в начальный момент деланный, а дальше вышел из повиновения, затопил берега. Знание, что солнце появится, жило в нем само по себе, и страх — сам по себе, разрастался как вампир в темном подъезде.
«Я знаю, — он думал, — это луна. Всего лишь тень, бесплотное подобие. Однако поражает театральность зрелища, как будто спектакль… или показательная казнь, для устрашения?.. Знание не помогает — я боюсь. Что-то вне меня оказалось огромно, ужасно, поражает решительностью действий, неуклонностью… как бы ни хотел, отменить не могу, как, к примеру, могу признать недействительным сон — и забыть его, оставшись в дневной жизни. Теперь меня вытесняют из этой, дневной, говорят, вы не главный здесь, хотим — и лишим вас света…
Тут с неожиданной стороны вспыхнул лучик, первая надежда, что все только шутка или репетиция сил. Дальше было спокойно и не интересно. Аркадий доглядел, а Марк уже сидел в углу и молчал. Он думал.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

СТАРЕНЬКОЕ: 3 комментария

  1. Я буду ценить эту жизнь вместе с вами.
    Это позволительно?
    Ваши книги на подходе, я постараюсь все прочесть,
    это будет для меня увлекательным чтивом,
    в чем вас уверяю,
    мне не хватает иногда времени,
    но я найду его, выцарапаю как кошка когтями если понадобиться,
    жизнь имеет смысл, пусть он и невидим для многих.

  2. Спасибо за добрые слова. Я мог бы скромно промолчать, было бы приличней, я знаю. Но я Вам отвечу, по одной причине: думаю, Вы моложе меня, и будете жить дольше меня, это важно. Как я еще живу, и несу в себе память о многих людях, которые были не хуже меня, а многие лучше, и их уже нет. Книги, картинки, все ерунда, если нет живой памяти о людях, все самое ценное передается только от человека к человеку непосредственно: если такая живая связь есть, то и книги читают, и картинки смотрят, а если она рвется, то культура становится музейной, она в прошлом, она греет наше тщеславие, гордость нации и все такое, но ничего не приносит в настоящее.
    Я вижу по Интернету, как часто похвалы портят людей, вот только что он еще сомневался, и это ему помогало стараться, а теперь уже надут и только отбрехивается от критиков, лучше бы промолчал…
    Меня не испортите, почему? Я уже старый, и больше всего ценю саму жизнь, вижу, как мало любой человек может сделать, будь он хоть семи пядей во лбу, по сравнению с ценностью самой жизни. К тому же, никогда не смотрю на себя со стороны, то есть, никогда не вижу, и ничего сам оценить не могу. Я просто человек, который старается, уверяю Вас, не больше, потому что я видел нескольких гениев, это совсем, совсем другое :-))
    Так что думаю, Ваши оценки сильно преувеличены. Но если это поможет Вам прочесть мои книжки, то отчего бы нет? :-))

  3. Дан, вы не талантлив, вы гениален!
    Ваша проза гениальна, будь я волшебником с волшебной палочкой —
    непременно бы постарался Вам помочь в вашем ремесле!
    Вот так всегда, хочешь кому-то помочь,
    а он отвлекся, думает о высоких материях,
    «я в вашей помощи не нуждаюсь» — кричит,
    разрезающий до печени взмах руки, вроде как
    волнуется, а вроде как спокоен.
    Затмение затмению рознь.
    На том поставим жирнейшую запятую…

Обсуждение закрыто.