Речь о воспитании творческих детей, или еще Уже — детей рисующих. Про воспитание мало что знаю, но много видел КАК и ЧТО рисуют дети.
Детское рисование, да и вообще детское творчество не стоит рассматривать как начало, прелюдию, трамплин для последующего восхождения на вершины искусства — ничего общего. Никакого умиления перед гениальной наивностью детей у меня нет. Большинство детей рисует плохо. Не сравнивая со взрослыми, а между собой. Очень немногие рисуют с природным пониманием цвета. В некоторых детях видно то, что я называю далее — «три пунктика». И есть единицы среди миллионов, которые с самого начала рисуют не как дети, а как взрослые виртуозы. Вот эти действительно начинают восхождение, примеры: Пикассо. Обычно же детские способности затухают, и нужно все начинать с начала, это как детский голос Р. Лоретти.
Поэтому рисование и творчество детей важны совсем не для рисования и прочего спецтворчества в дальнейшем. Так что же стоит воспитывать?
ТРИАДУ: ВОЛЮ, ИНТЕРЕС И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
ВОЛЯ. Умение преодолевать трудности, решать задачи и получать от своего успеха удовольствие. Если лет до пяти это не начато, то все остальное просто развалится по ходу жизни. И это воспитание можно вести И через рисование, пение, танцы-пляски и прочее.
ИНТЕРЕС. При всем якобы любопытстве детей, оно слабое и ограниченное, у интравертов заперто в себе, у экстравертов наоборот, гуляет там где сопротивления поменьше, глазеет по сторонам. Попытаться развить и направить внимание — у одних на окружающий мир, у других — на себя, чтобы хотя бы частично компенсировать природный «перекос». Творческий глубокий интерес и внимание к себе и миру нужно Воспитывать и Культивировать, иначе останется такой вот «гуляющий интерес», за ним ничего кроме пустоты и лени не будет.
Третье — это ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Занятия искусствами способны несколько усилить чувствительность ребенка — к цвету, свету, в формам, обратить его внимание и раскрыть глаза. Есть дети чувствительные от рождения, в других можно это качество слегка подразвить, побороться с «толстокожестью», которая в современном мире культивируется, но с ней о культуре и тонкости чувств говорить не приходится. Если родители ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотят развить в ребенке глубокое, деятельное творческое отношение к Себе и Жизни, (к худ. Творчеству В ЧАСТНОСТИ) , то эти ТРИ ПУНКТИКА важны.
И совершенно неважно, как там рука, как карандаш, и похоже ли рисует. Неважно. Это всего лишь один из способов воспитания ТРЕХ ПУНКТИКОВ, о которых выше. 🙂
То есть, детское творчество, это не путь в творчество вообще, это один из способов воспитать человека с творческими интересами, тонкого и чувствительного к себе и окружающему миру.
И родителям стоит серьезно подумать, стоит ли ЭТО ДЕЛАТЬ — раздражать, раскачивать и обострять, потому что гораздо спокойней и успешней идет воспитание человека «левополушарного» — компьютерного, тестового, логически точно мыслящего, умеющего хорошо считать и точно представлять свои возможности. Более успешного в нашем мире, скажем честно.
Галопом по европам… (о воспитаннии детей): 10 комментариев
Обсуждение закрыто.
Путь к Истине
Путь к Истине находится по адресу: truenewworld.ru
(внимание, это не реклама сайта — это «реклама» Истины).
Очень интересно! Спасибо.
Хотелось бы поподробней на тему.
Re: Вот в 12 лет и посмотрим.
Принцип верный. Нормальные художники имеют обычно на палитре не более пяти- шести пигментов плюс черный и белила. Некоторые и черный не имеют. Цвет нужно готовить из пигментов, это обычная работа, и детям и приятно и полезно, мне кажется.
С рулоном, да, удобно, но хорошо бы, если б границы рисунка были как-то отмечены. Тогда ребенок учится располагать на листе (в прямоугольнике) свои пятна. Наверное, это имеется (?)
Давайте надеяться 🙂
Дан, я поэтому и спросила :))
ЖЖ — как минное поле. Подумала, что я ссылку дам, а ругаться к вам прийдут :))
Давайте надеятся, что кому-то понравится и может быть поможет.
Я не против, но Вам видней, не обидим ли мы родителей… 🙂 Многие из них имеют в виду эти занятия именно как «прыжок в будущее», а я говорю, что никакой связи, и о довольно скучных вопросах развития… Потом, если помещать, то надо иметь в виду, что вопросы только перечислены, но о них в сущности почти ничего не сказано, это только «галопом». А на тему детского развития есть фундаментальные труды!
Дан, спасибо!? Мне кажется родителям будет интересно.
Не возражаете, если я дам ссылку на этот пост в сообществе для детских рисунков
Вот в 12 лет и посмотрим.
А пока — бережно храню измалеванные рулоны бумаги.
Знаете, у нас детский мольберт такой, бумага — рулон, прокручивается. Очень удобно.
🙂
Что касается цветов, то я ей больше трех не давал тогда, потому что развлекуха заключаестся еще и в том, чтобы все перемешать. Ну а смысл, если много красок, не разберет ничего. Вот я ей каждый раз разный набор даю, заодно и название цветов осваиваем, что с чем смешивается, какой цвет получается.
Но, повторюсь, она еще маленькая.
А я с большим удовольствием разглядываю эту вот картинку! Честно! И цвета, и линии… Совершенно чувственное удовольствие. Если Ваш ребенок, достигнув, скажем, 10-12 лет посмотрит на эту картинку с интересом, ну, будет разглядывать ее, то, наверное, можно и поучиться дальше 🙂
О! Дан! Спасибо за рассуждение на тему.
Вообщем-то согласна почти со всем.
В мелком возрасте рисование — это способ обучения в игре, иными словами просто игра. Это и мелкая моторика, это и формы, и цвета, и изложения мыслей на бумаге.
Вам от дочки:
(Чебурашка и Крокодил Гена. Рисунок был сделан в возрасте около 2-х лет)
Зато сколько восторга приносит ребенку вот такая вот мазня.