Натюрморт под градусом


……………………………………………….
Что такое натюрморт? Сообщество вещей, а в сущности — личностей, объединенных общими свойствами, уравновешенных — и раздираемых противоречиями, и в конце концов, примиренных главным отношением к цвету, тону, пространству. Имя этому примирению — автор=художник.
У меня была теория, которую я так и не успел проверить — надоело проверять. На табуретку с крутящейся ножкой я тщательно ставил натюрморт из пяти-шести простых предметов. Это уже вам никакая машина не просчитает, не потому что столько разных взаимодействий по разным признакам — и не то считает… а потому что непонятно, что считать нужно, что вообще важно, чтобы возникло это чувство ансамбля. Иногда все расположение диктуется одним предметом или слитной группой пятен, а иногда… непонятно, что и почему важно. Стоит что-то передвинуть… Вообще имеет смысл подвИгать каждый из предметов — миллиметр вправо, миллиметр влево… так ли уж «железно» все устроено да связано, что не сдвинуть ничего — не изменить. Редко удается так, чтобы не сдвинуть…
Так вот, я ставил простенький натюрморт на табуретке с крутящеся ножкой, делал набросок, потом, не меняя положения глаза, чуть-чуть поворачивал натюрморт и рисовал его снова… и еще, и еще, пока не проходил полный круг. Вернее, я так хотел, но на полный круг меня ни разу не хватило. И все-таки я понял — гениально поставленный натюрморт можно рисовать под абсолютно любым углом, и он будет одинаково хорош всегда!
Скорей всего, я ошибался, но теория и не обязана быть верной — она должна стимулировать движение. После нескольких сот зарисовок я вдруг почувствовал, что мне стали легче даваться сложные вещи, а это признак некоторого продвижения. Чтобы легче давались простые вещи… для этого недостаточно крутить табурет.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.