У каждого со временем — свои маленькие эмпирические «мудрости», вот и у меня есть — «правило 20 лет». Хотя и говорят, что все убыстряется, но думаю, что не так: для нормального созревания личности, внутренней работы над ней, нужно как минимум двадцать спокойных лет — покоя в стране, во власти, в народе, в городе и в доме. Блестяще, если 40, но так было разве что у наших дедов и прадедов, у моих — точно. Дед успел захватить 19 век, вырос в самостоятельного мужика, построил дом, родил десяток детей, мальчикам дал блестящее по тем временам европейское образование, девочкам оставил наследство. Это все было в Эстонии, до 40-го года. Отец и мать имели уже двадцать — с 20 — до 40 года, успели учиться, жениться, родить детей, жили в маленькой спокойной республике, Таллинн был как «маленький Париж» в те годы… Десятилетие 40-50 погубило их, отец погиб, мать тяжело заболела и уже не оправилась до смерти, в 70-х.
Мне тоже повезло,но меньше, мой период начался с 1957 года — студенчество, аспирантура, приобретение хорошей профессии, увлечение наукой, работа рядом с лучшими людьми и школами, мастерами своего дела, я видел и слышал еще Тимофеева-Рессовского, последнего и никем не сломленного великого генетика… И все прервалось в 1968 чешскими событиями, которые я переживал как собственное поражение и позор. Потом полудиссидентство, неустойчивость и страх… но в 70-е снова понял, что наука — основа, что есть люди, что можно работать, и все было относительно спокойно для меня. До 84-года. С перерывом, но свои 20 лет я получил. Дальше хуже, но был толчок, заряд, понимание своего интереса, своего места в жизни… И я выжил, меня уже было не заставить без большого страха и насилия прогнуться и подчиниться. И где жить — для меня не «рыночный вопрос», как недавно написала мне одна особа. Совсем не рыночный.
Двадцать лет. Это мало, это минимум, но должен быть покой — в стране, в народе, в городе, в семье… Только тогда какой-то минимум может получиться. А иначе — полный крах и провал, и идут поколения «недоделанных» ( я говорю о большинстве, не о всех).
Вот такое получилось у меня правило, я недалеко заглянул, мой прапрадед родился в начале 19 века, прадед примерно в 30-х годах, дед в 70-х, отец — в 1899 году… Это не научный разговор, — вокруг да около. Но в эти двадцать лет я верю.