Из текста «СОН предпочитаю»

Spread the love
Пора, пора… Тоска и грусть по поводу гибели России, в некоторых произведениях, вызывает сочувствие, но куда серьезней глобальное: тупиковый вариант всей эволюции, который мы перетащили в свою жизнь из прочего живого мира. Но там он служил развитию, хотя с оговорками. Принцип «выживания приспособленных» превратился у человека в разрушительный, препятствующий нормальной жизни. Пора звать ученых и мыслителей править миром, единственный выход. И гнать взашей алчных тупиц, владеющих примитивной комбинаторикой. ....................................................... Найди то, не знаю что… В доме, где постоянно скитаюсь по лестницам, меня привлекают пятна цвета, трещины, паутина, тусклые окна и все такое, от чего обычно люди брезгливо морщатся, пожимают плечами, стараются прошмыгнуть… Держу подмышкой бутылку или фигурку, которую вылепил, или предмет из домашних, подходящий для лестничного интерьера. Кризис искусственных постановок, имитирующих свободу. С ними скучновато стало... Особенно, когда бродишь по этажам, видишь, как у бомжей самопроизвольно рождаются натюрморты. ...................................................... Если бы… На поверхности никакого кризиса литературы, наоборот, щедрое словоизвержение, иногда с большим мастерством по части расстановки слов, много хирургии психики и всякого рода манипуляций с сознанием и инстинктами. Есть кризис совести, расцвет многообразного приспособленчества бывших интеллигентных людей. Похоже, снова кончится доносами начальству, «а Петя сказал про родину бяка...» Если б происходило в Китае, где многовековые слои высокого искусства, тысячи произведений... было бы полбеды, а в России культурный слой тонок и уязвим, генетика сильно повыщипана. ....................................................... ПризнАюсь… Одно из сильнейших, образующих личность впечатлений детства - двое: "железный гаваец" штангист Томми Коно и обрусевший немец силач Засс. Люди, создавшие себя из ничтожного материала. Никуда не денешься - ни философы, ни писатели, ни даже ученые не повлияли так. .................................................................... Последняя защита… Симбиоза звука и цвета, в общем, не получилось. А симбиоз изображений и слов? Картинкам, если хороши, не нужны слова. А слова, если хороши, сами рождают образы и картины, сцены… Но вообще-то все начинается с осязания - прикосновение, тяжесть, тепло и боль... Похоже, что осязанием и кончится. Теряющий зрение Дега начал лепить. Наши воспоминания - наполовину осязание. То, что трудней всего отнять. .................................................................... Битва за клиента В том, что доминирует в искусстве сейчас, честно и точно написано в руководстве по сетевому маркетингу - идет «битва за клиента». Дело доходит до больших тонкостей в способах обработки, но суть одна: привлечь к себе внимание, убедить - и навязать. Характер продукта придает процессу некоторые особенности, но не существенные. ......................................................................... Кто знает… В умение, технику любого дела сначала вовлекаешься, увлечен, потом теряешься среди изысков, тонкостей, а в конце концов… озлобляешься против умения, устаешь от приемов... И тогда, может, что-нибудь получится. А может сам себе надоешь... ........................................................................ Реклама!.. Стакан красного вина каждый день - и риск рака легкого снижается, черт возьми! Цифры подозрительные, но со всех сторон трубят. Зато эти же дозы увеличивают вероятность рака гортани и горла... на 168%!!! Радует такая точность... как в рекламе косметики. Но еще полезней считается зеленый чай, чудодейственное зелье… Эх, хорошо бы иметь «контроль», как в научном опыте – еще одну жизнь, точно такую же, только без чая и вина... - Такую точно? - А как же – контроль!.. Скучновато что-то… ............................................................................. Про сериалы… Слышу критику сериала, который меня глубоко тронул. Особенно одна женщина, писательница... такие умные и острые слова у ней... Как точно подмечает - нелепости, плохую игру, несуразности исторического плана... И вообще - всё, оказывается, дрянь-мусор и мура. А я-то переживал… Понимаю, что она пишет, признаю - да, и это верно, и то... Отчего я не видел, когда смотрел? Но если б снова посмотрел, или что-то подобное - сегодня, завтра?.. По-прежнему был бы уязвлен, обижен, растроган. В чем дело? Только ли в том, что ум ее острей моего, а это факт… А ведь я хороший был ученый, умел точно анализировать, ставить вопросы… Посмотреть бы сегодня на мой открытый мозг, украдкой, чтобы рядом никого... Отчего он так корчится от задачи, которая другим легко дается?.. Наверное, что-то во мне испортилось… или устало, истлело, было выжжено?.. Эта писательница… Она постоянно на расстоянии, как наблюдатель и оценщик событий, и, остро чувствуя ошибки, промахи или фальшь... и фальшь тоже, да! - говорит: «вот это - они, такие-сякие, а это - я! И я им не верю...» И она права, права... Она отстранена от действия, не сливается, не участвует, как я с детства, ведь до сих пор разговариваю с героями... Мгновенно прирастаю, вижу только то, что хочу увидеть, а остальное неважно мне… Если подходят с критикой, то я – «да, да...» - и тут же забываю. И это совершенно не годится. Понимаю, но толку ноль. При этом, не скрою, думаю иногда, за ужином, например, или ночью, шастая от окна к окну... – «как было бы ужасно мне… до ломоты в костях, до судорог в шее и икроножных мышцах, если б я...» Был как она?.. Страх, ужас. Задохнулся бы в безвоздушном… Хотя знаю - есть люди, которые живут хорошим и высоким, им, чтобы поверили, нужно многое доказать. А таким как я, доказывать не надо - готов! Рад, что надули! С ума сойти... Как может такой человек писать или рисовать серьезно!.. Но я пробую - и не унываю. Хотя постоянно этим удивлен. .............................................................................................. Вы этого достойны!.. Что характерно для так называемого «авангардного» искусства - оно не просто обращается к зрителю - бросается на него, зазывает, угрожает, эпатирует, сбивает с ног, валит с катушек - и кричит, мерзким голосом вопит, снимая штаны - вот я какой! А если еще двигается, крутится, светит, блестит, звенит, то значит самое прекрасное, что может быть - яркая безделушка, огненная вода для дикарей... Еще хуже - обращается к зрителю с идиотскими предложениями, планами, лозунгами, предостережениями, что мол опасно, жарко, холодно... Или что-то безумно глубокомысленное изрекается... Стоит в стороне и наблюдает за жизнью или поэтом настоящим, которого творчество выворачивает, так ему бывает тошно, страшно, трудно... и спокойно так записывает себе на карточку динамику процесса... Цирк. И не скрывает, что завтра другое, послезавтра третье - и не естественно меняется в силу внутренней логики, а где-то раздался клич, новый голосишко прорезался, новое требование поступило или мода изменилась... И миллионы смотрят, ошеломленно крутят головами... искусствоведы, кормящиеся здесь, глубокомысленно кивают... Мир глупеет на глазах. Всегда был глуп, но сейчас подвергается умелой атаке хитрецов, обманщиков и гипнотизеров; люди доверчивы, а сегодня просто рвутся обманутыми быть. Это так напоминает рекламу прокладок или удлинения ресниц на 400%, что может вызвать только смех, как вызывает смех победа не умеющего петь мальчика на иностранном сборище, где полно таких же продавщиц, что и у нас на пошлых смешилках по телеку... .................................................................... Смешное и не смешное рядом… Вспомнил чудную фразу, которую слышал от начальника первого отдела Лудильщикова осенью 1971-го: «Сумасшедшие бывают разные, кто за советскую власть, а кто и против...» В то время моего сотрудника судили «за литературу», а потом отправили в психушку подлечиться. .................................................................. Оснований маловато… Следующее лето обязательно наступит. Мы в это верим, так до сих пор было. Нет оснований сомневаться, взойдет ли завтра солнце. Вера в нековарство, незлонамеренность природы, жизни… куда интересней и теплей, чем любая религия, вера в чудеса. ...................................................... С чего такое?.. Бывают времена, когда десять гениев в одном городе, какой-нибудь папа их опекает или герцог, а они между собой еще собачатся, в свободное от работы время... Ты это, мол, доделать не сумел! А ты - это!.. Но все равно - друг друга из виду не упускают, ревниво следят, а это важно. Союз гениев? Или хотя бы мыслящих образованных людей, ведь от них все зависит, а не от своры, что гавкает вверху и внизу... А потом возникают другие времена, кругом толпа, свободно разбушевалась… Кто-то малую малость совершит, чуть выше средней головы, и тут же ор – «гений суперкультовый!» С чего бы это?.. ......................................................... Начало и конец… Окна на втором этаже, где я жил с родителями, когда вернулись из эвакуации... Странное чувство, когда смотрю на них. Возвращаться некуда, понимаю… но осознаю, что здесь начавшись, цикл жизни здесь заканчивается. Об этом много можно писать, но смысла нет, и желания тоже. Просто иногда смотрю. Удивляюсь? Нет. Ясное спокойное понимание. Даже самая наполненная жизнь кажется бессмысленной, если одновременно видишь начало и конец. ................................................. Началось в снах… Вроде, был у меня рассказец такой... Во сне долго искал. Проснулся, лежал, вспоминал... Не было рассказа! Нет, был! Не помню, о чем, но был там зонтик под дождем - со сломанной спицей. Встал, пошел на балкон - на табуретке лежит, откуда взялся… не помню… Не складывается, птица со сломанным крылом. Потом Вова, сосед, стукнул в дверь – пойдем, говорит, - покажу! Я пошел, ведь недалеко. Открывает чулан. Ведро эмалированное из темноты глядит... Зачем мусор прячешь?.. - Дурак, не мусор, а бомба - всем конец, стукну по крышке, земля в пыль!.. Видит, не верю, закрыл чулан, иди, говорит - я сам… Назавтра исчез. Через месяц искать начали, сломали дверь, Вовы нет. И ведра нет... Потом начали взрываться бомбы, то здесь, то там... Как-то ночью стук, я к двери - Вова стоит, в руке ведро. - Вот, вернулся, - говорит, - мусор вынести забыл. Там еще холодней, тоска, я без сил... - На том свете, что ли?.. - Я вас проверял. А что проверял, не говорит. Утром проснулся, вспомнил, пошел к его двери, стукнул. Он открыл: - Чего приперся в такую рань?.. - Ты уезжал? - Куда, проспись!.. - А бомба? - Какая бомба, совсем не умеешь пить! Я постоял, пошел к себе, сел за стол, написал - "Последний дом". Начал с зонтика. А он тут при чем? Выкинул, легче стало. А дальше просто, всю повесть за несколько дней написал.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.