Ум, глупость, Вис виталис…

Spread the love
Вис виталис Есть один глупый вопрос, который досаждает мне много лет, скажем, после сорока уж точно. То есть, половину жизни, причем самую деятельную и плодотворную, (включив скромность, конечно). Стал ли я умней за эту вторую половину жизни? Знаете, я придерживаюсь восточной точки зрения – «ум = это умение различать» (объяснять не буду, если коротко, это чувствительность к различиям в близких вещах и темах, или по другому, более научно, «степень разрешения» нашей внутренней «оптики». Не могу сказать, что это произошло, ума не прибавилось. Но накопился опыт и умения (ОУ). Они не защищают от ошибок, жизнь слишком многообразна. ОУ полезны в одном случае – если Вы можете, способны не только различать, но и обобщать, то есть найти общее между старыми ошибками (они же всегда есть), и новыми (которые всегда, хоть немного, но отличаются от старых). Вот в этом, втором свойстве, кажется, кое-какие изменения произошли. Речь совсем не о том, что вам говорят, убеждают, пишут или по телеку талдычат, речь только о собственной жизни идет. Мир это совокупность мельтешащих однодневных мошек (и ты одна из них, конечно) Поэтому что-то говорить о понимании мира, как он устроен и к чему идет – занятие пустое. Единственное, на что способна самая примитивная хитрость – это присоединиться к самому плотному и быстро движущемуся потоку, рассчитывая, что его хватит на длительность твоей жизни. Или не присоединяешься, мельчаешь, терпишь поражение или погибаешь чуть быстрей, чем толпящиеся остальные. Так вот, я не об этом, не хитрю, - пытаюсь подойти с позиции одной единственной мошки, которая есть «я». Подход, который приводил к результату, но кого? – Канта? Гегеля? Эйнштейна? Какого-нибудь великого поэта («выхожу ОДИН я на дорогу…») И ты? Туда же? Скажем, без особой надежды, но в ту же сторону, а что? Ничего. Чаще смешно. Реже печально. Но другого пути нет, если не хочешь, чтобы поутру вымели общей кучкой. Большое ли различие, одно лишнее движение метлы, и тебя присоединят… Но вот просто – не хочу, и всё. Это что – Ум? Глупость? Нет, это нечто, данное от рождения. А разве ум или глупость не от рождения? Тоже, но поверхностней… чем жажда жизни. Которая с возрастом ведет себя не так, как ум или глупость, которые постоянны почти. Жажда жизни меняется, она теряет силу и кураж. И происходит это и при большом уме, и при большой глупости. От того, что глубже сидит в нас, и что когда-то называли «жизненной силой» Vis vitalis, Хотя ее нет, но оказалось, что есть. Но дальше не имеет смысла, поля истоптаны. Всего доброго. (временная запись)

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.