На физиологии: к пальцу привязывали грузик, и мы поднимали тяжесть, сгибая палец, пока могли. Исследование утомления мышц.
Одни медленно затухали, другие сразу, среди полной активности, третьи со вспышками, яростно сопротивляясь, все усиливая сокращения, до самого конца, а потом, мгновенно замирая…
Вроде бы мелочь, но в том, как ведет себя даже наш палец, и в том, как заканчивается вся жизнь… есть сходство. Знаю примеры. Доказать не могу.
День: 08.02.2010
временное
Недавнее письмо одного уважаемого литератора натолкнуло на старый-престарый вопрос — «о смысле творчества». Небольшое замечание на эту тему, как мне этот вопрос представляется на сегодняшний день. Есть два основных механизма в нашей «головной» работе, которые неотделимы от нашего существования, это наш способ постижения мира, себя в мире и все такое. Они и разделены, но и переплетены, возьмите Малевича с его черным квадратом и Шредингера с его уравнением, возникшим неизвестно каким образом.
Избыточность в этих двух сторонах внутренней работы дает внешний «выброс» в окружающий мир, который превращается в видимый и отделенный от творца результат, и в науке, и в искусстве. Так что искать отдельного смысла в искусстве, в результатах творческой работы, по-моему не стоит — если наше существование вообще имеет смысл, то имеют смысл и эти «выплески» внутренней работы, если нет — то это красивая игра мотылька-однодневки, которая ничем не кончится. Я склонен думать, что ничем не кончится. Но жизнь имеет свою внутреннюю логику, свой путь развития, даже при отсутствии общего смысла(или незнании его?!), это такой же парадокс, как двойственная природа света, она такова или нет, в течение своей жизни мы не узнаем, но с этим уживаемся и живем. Видимо, какие-то вопросы бес-смысленны, поскольку точного ответа нет или он в бесконечности… но их постановка важней всего, это уточнение вопросов и формулировок, чем мы в основном и занимаемся, и оцениваем людей не столько по ответам, сколько по поставленным вопросам и задачам… Изначальный вопрос Эйнштейна имел куда большее значение, чем ответ, а попытка создания «общей теории» важней неудачи…